Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10631/2023 ~ М-9276/2023 от 17.08.2023

                                                                                             2-10631/2023

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года                                                                   <адрес>

                                                                                                    Московской области

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шкаленковой М.В.

При секретаре Усановой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Н. Н. к администрации муниципального образования городской округа Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области, Правительству Московской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском администрации муниципального образования городской округа Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области, Правительству Московской области о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в июне 2023г. ей стало известно, что ранее называемый органами государственной и муниципальной власти срок восстановления прав граждан, обманутых дольщиков проблемного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, или, по-другому, - ЖК «Лесная опушка», путем осуществления компенсационных выплат в очередной раз не будет исполнен.

Планируемый прежде срок обеспечения прав этих граждан, к которым она относится - до окончания ДД.ММ.ГГ или ДД.ММ.ГГ - в течение последних нескольких лет указывался в письменных ответах чиновников местного и регионального уровня моим коллегам-дольщикам.

Истец указала, что в ответе Министерства жилищной политики Московской области от ДД.ММ.ГГ, исход. , сообщалось дословно следующее: «Правительством Московской области объект внесен в План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», со сроком реализации прав граждан - ДД.ММ.ГГ».

Указала, что тот же самый срок - ДД.ММ.ГГ - был указан и в другом ответе Минжилполитики, от ДД.ММ.ГГ, исход. ТГ-9572, где также повторялась информация о том, что проблемный объект включен в План-график «по осуществлению мер по восстановлению прав граждан...».

В начале этого года, ответом от ДД.ММ.ГГ, исход. , Администрация г.о. Люберцы вновь подтвердила, что «в соответствии с актуализированным региональным планом-графиком реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, механизм обеспечения прав граждан предусматривает возврат денежных средств до ДД.ММ.ГГ».

Указала, что в соответствии с требованиями действующего законодательства органы государственной власти Московской области - Минжилполитики МО и Правительство Московской области - разрабатывают и утверждают План-график реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее – План - график) Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ -р (ред. от ДД.ММ.ГГ) «Об утверждении формы плана - графика по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены»; Распоряжение губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГ -РГ «О некоторых мерах по утверждению и реализации планов-графиков по осуществлению мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Полагает, что ответчики несут ответственность за исполнение утверждаемого ими Плана-графика.

Истец указал, что их объект признан проблемным местной администрацией еще в 2010 году, он был незаконно лишен данного статуса в 2014 году.

Правительство МО несколько лет уклонялось включать в сводный перечень проблемных объектов на территории Московской области и, соответственно, в утверждаемый им План - график.

Объект был включен в региональный План-график только в 2019 году.

В 2007-2009 годах им заявляли, что они не - не дольщики, они - соинвесторы, и 214-й федеральный закон на них не распространяется, чтобы доказать, что она - дольщик, т.е. участник долевого строительства, ей пришлось обращаться в Люберецкий городской суд, и суд поддержал ее.

После того, как объект был признан проблемным в 2010 году, региональное министерство - Миноблстрой, отказывалось принимать от органа местного самоуправления сведения как о самом проблемном объекте, так и о пострадавших гражданах- обманутых дольщиках.

Решением Тверского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ по делу ей удалось обязать региональное министерство принять эти сведения к учету и работе, включив объект в сводный перечень проблемных объектов МО.

Истец указала, что ей в 2015 году, как и другим дольщикам их объекта, было отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Она обратился с иском в Красногорский городской суд, и суд признал отказ органа государственной власти о включении в реестр незаконным.

В целях защиты личных нематериальных благ - жизни, здоровья и достоинства личности - и личного неимущественного права, в частности, права на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), учитывая его индивидуальные личностные особенности (ст. 1101 ГК РФ) и принимая во внимание степень многолетних нравственных страданий, причиненных незаконными действиями (бездействием) ответчиков, считает справедливым требовать с ответчиком в качестве возмещения морального вреда денежную компенсацию в размере 660 000 рублей.

Указанная сумма рассчитана истцом следующим образом: 2023 - 2006 (год сдачи квартир по договору) = 17 лет; 17 * 30 000 руб. = 510 000 руб., реабилитация/восстановление после сердечного приступа, поддерживающая терапия 150 000 руб.

Истец просила взыскать в его пользу с причинителей морального вреда – всех ответчиков - в равных частях за счет казны Московской области и казны муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, - в счет возмещения морального вреда денежную компенсацию в размере 660 000 рублей.

Истец Яковлева Н.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрация г.о. Люберцы в судебное заседание не явился, предоставил письменные пояснения.

Представитель Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Правительства Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд установил, что истцом был заключен договор -К2 от ДД.ММ.ГГ об инвестировании строительства с ООО «СвятоГрад-Инвест». Предметом договора является приобретение инвестором имущественных прав на результат инвестиционной деятельности в виде однокомнатной квартиры в доме по строительному адресу: <адрес>.

Планируемый срок сдачи дома был в 3 квартале 2006г.

Строительство остановлено в 2005 году из-за проблем с финансированием.

Решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по делу № ООО «СвятоГрад-Инвест» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ конкурсное производство завершено, ООО «СвятоГрад-Инвест» ликвидировано.

Корпуса №, 2, 3 ЖК «Лесная опушка» включены в Единый реестр проблемных объектов.

Правительством Московской области объект внесен в План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

    В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151,1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно (ст. ст. 151, 1064, 1099, 1100 ГК РФ; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 33): физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, например, когда вред причинен жизни или здоровью источником повышенной опасности).

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания морального вреда, влечет отказ в удовлетворении иска, поскольку свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ -П).

Судом установлено, что в июне 2019 года внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с абзацем «в» п. 15 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 151 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признан утратившим силу п. 7 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), который определял порядок ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - реестр пострадавших граждан), и лиц, ответственных за ведение такого реестра.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), расположенных на территории субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГ план-график по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, формируется в первую очередь по объектам, включенным в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

ЕРПО формируется в электронной форме в Единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Органом, уполномоченным предоставлять в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» сведения об объектах, расположенных на территории Московской области, для последующего их включения в ЕРПО является Главное управление государственного строительного надзора Московской области.

Финансирование мероприятий по обеспечению прав граждан-участников строительства объекта с применением механизмов публично-правовой компании «Фонд развития территорий» не представилось возможным в связи с ликвидацией компании застройщика по окончании процедуры банкротства

Из материалов дела следует, что Правительством Московской области объект внесен в План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - План-график).

Представитель Министерства жилищной политики Московской области указал в письменном возражении, что План-график ежеквартально актуализируется, при этом сроки реализации по отдельным объектам могут изменяться, как правило в сторону увеличения, под влиянием совокупности неопределенного количества внешних и внутренних факторов - банкротство, уголовное дело, арест имущества, градостроительные ограничения, состояние объекта, наличие потенциального инвестора и т.д.

С учетом данных объяснений установлено, что механизм обеспечения прав граждан-участников строительства ЖК «Лесная опушка» в настоящее время предусматривает выплату денежного возмещения привлеченным инвестором ООО «СЗ «Гранель Строй». В целях восстановления прав граждан-участников строительства ЖК «Лесная опушка» между Администрацией и ООО «СЗ «Гранель Строй» ДД.ММ.ГГ подписано соглашение, в котором предусмотрены выплаты компенсации пострадавшим гражданам.

В настоящее время Министерством и Администрацией проводится разъяснительная работа с гражданами-участниками строительства объекта в целях реализации их прав.

Согласно Плану-графику, права граждан планируется обеспечить до ДД.ММ.ГГ.

Вопрос обеспечения прав граждан, нарушенных при строительстве объекта, находится на контроле Министерства и Администрации.

Ранее, как следует из представленных доказательств, администрацией предпринимались меры к реализации прав граждан, нарушенных при строительстве ЖК «Лесная опушка», о чем свидетельствует представленная переписка в адрес застройщиков о наличии возможности предоставления жилых помещений или компенсации стоимости.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд установил, что доказательств наличия факта причинения со стороны Правительства Московской области, Министерства жилищной политики Московской области, Администрации нравственных или физических страданий, повлекших причинение морального вреда истцу, не представлено, в связи с чем заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат отклонению.

Иски о компенсации морального вреда относится к требованиям о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, на которые в силу статьи 208 ГК Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом, в связи с чем оснований для применения срока исковой давности не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яковлевой Н. Н. к администрации муниципального образования городской округа Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области, Правительству Московской области о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения, в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                            М.В.Шкаленкова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2023г.

2-10631/2023 ~ М-9276/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлева Надежда Николаевна
Ответчики
Администрация Люберцы
Правительство МО
Министерство Жилищной политики МО
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Шкаленкова Марина Васильевна
Дело на странице суда
luberetzy--mo.sudrf.ru
17.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2023Предварительное судебное заседание
17.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.10.2023Предварительное судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее