№ 2-29/2024
04RS0002-01-2024-000005-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Багдарин 6 февраля 2024 года
Баунтовский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Имеева А.К., при секретаре Рабдановой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баунтовского района Республики Бурятия к МКУ «Администрация МО сельского поселения «Амалатское» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Баунтовского района Республики Бурятия Галимов Р.Г., обращаясь в интересах неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к МКУ «Администрация МО сельского поселения «Амалатское» (далее администрация МО СП «Амалатское») просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Мотивировав тем, что по итогам прокурорской проверки установлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов строительства (лом и отходы черных металлов, картонные упаковки, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, пленки, осколки стекла, шифера, проволока, отходы мебели из разнородных материалов) на участке местности, расположенном на расстоянии 200 м. в северо-восточном направлении от п. Монгой Баунтовского района Республики Бурятия, географические координаты: 53.97173, 113.83235, площадью 200 кв.м. Согласно п. 18 ст. 2 Устава МО СП «Амалатское» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению, и транспортированию твердых бытовых отходов.
Прокурор в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Глава МО СП «Амалатское» Цыденжапов А.А., в суд не явился, направил заявление, в котором просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, также указал, что против удовлетворения исковых требований не возражает, исковые требования признает.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (статьи 42, 58 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды – один из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами согласно статье 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.
В силу части 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 9 марта 2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» (далее – Закон Республики Бурятия № 1254-IV) запрещается: выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, а также захламление земель.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Республики Бурятия № 1254-IV собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии частями 1, 4 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 7 декабря 2004 № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» перечень вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним уставом муниципального образования. На основании части 3 статьи 14 Федерального закона (№ 131-ФЗ) настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются, в том числе, вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Решением Совета депутатов МО «Амалатское» от 30 апреля 2014 года № 33 принят Устав МО «Амалатское». Согласно пункту 18 статьи 2 Устава к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно справке экологического обследования республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования от 17 ноября 2023 года и фототаблице, установлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов строительства (лом и отходы черных металлов, картонные упаковки, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, пленки, осколки стекла, шифера, проволока, отходы мебели из разнородных материалов) на участке местности, расположенном на расстоянии 200 м. в северо-восточном направлении от п. Монгой Баунтовского района Республики Бурятия, географические координаты: 53.97173, 113.83235, площадью 200 кв.м.
Глава МО СП «Амалатское» заявленные исковые требования признал.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд находит, что признание ответчиком исковых требований, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому принимает признание иска.
Исследовав доказательства, с учетом позиции главы МО СП «Амалатское» Цыденжапова А.А., суд находит, что исковое заявление прокурора Галимова Р.Г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Возложить на МКУ «Администрация МО сельского поселения «Амалатское» ликвидировать несанкционированную свалку на участке местности, расположенном на расстоянии 200 м. в северо-восточном направлении от п. Монгой Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия, с географическими координатами: 53.97173,113.83235, в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца через Баунтовский районный суд Республики Бурятия.
Судья А.К. Имеев