16RS0049-01-2023-006859-14
Дело №2-4801/2023
2.206
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Хайрутдиновой Р.М.,
при секретаре судебного заседания Асхатовой Я.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан к Сергейчеву Сергею Сергеевичу (ранее - Купцов Сергей Александрович) о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее – истец) обратилось в суд с иском к Сергейчеву С.С.(ранее – Купцов С.А., далее по тексту – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование иска указано, что 24.02.2022 истцом (отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном, Ново-Савиновском районах муниципального образования г. Казани), был заключен социальный контракт с Купцовым С.А., направленный на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости (далее - Социальный контракт).
Абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) определено, что: «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона № 178-ФЗ закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом.
На основании Федерального закона № 178-ФЗ, а также в целях повышения эффективности адресных форм социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2014 года № 635 «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан» утверждено Положение о порядке оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан (далее соответственно - постановление КМ РТ № 635, Положение), которое устанавливает механизм и условия оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
Согласно Положению, утвержденному постановлением КМ РТ № 635, государственная социальная помощь на основании Социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан для соответствующих социально-демографических групп населения (пункт 1.1 Положения).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением управления (отдела) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе (городском округе) (далее - территориальный орган социальной защиты) по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1.5 Положения).
При этом, территориальный орган социальной защиты заключает с гражданином Социальный контракт на оказание государственной социальной помощи, направленный, в том числе, на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - на срок не более чем на 12 месяцев (подпункт «б» пункта 1.7 Положения).
Согласно пункту 1.11 Положения, утвержденного постановлением КМ РТ № 635, оказание государственной социальной помощи на основании Социального контракта осуществляется, в том числе в виде единовременной выплаты.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением КМ РТ № 635, на основании заявления Купцова С.А. от 16.02.2022 и представленных им документов (анкеты о семейном и материально-бытовом положении и бизнес - услуги по укладке паркета), 24.02.2022 между истцом и Купцовым С.А. был заключен Социальный контракт, направленный на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятость) на период с 24.02.2022 по 31.12.2022.
24.02.2022 истцом Купцову С.А. была составлена Программа социальной адаптации на оказание государственной социальной помощи в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости на период с 24.02.2022 по 31.12.2022 (далее - Программа социальной адаптации).
Программа социальной адаптации и бизнес-план ответчика были рассмотрены и утверждены межведомственной комиссией 24.02.2022.
Решением истца за № 230461/6-2022 от 24.02.2022 ответчику была назначена государственная помощь (единовременная выплата) в размере 150000 рублей, которая была перечислена 03.03.2022 на его счет, открытый им в ПАО «Ак Барс» Банке.
Согласно Социальному контракту (пункт 3.2) и Программе социальной адаптации ответчик был обязан пройти процедуру регистрации в качестве самозанятого, ежемесячно предоставлять истцу документы, подтверждающие приобретение основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, подтверждающие факт выполнения им мероприятий программы социальной адаптации, документы, подтверждающие приобретение в период действия контракта основных средств, материально производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; использовать приобретенные основные средства, материально - производственные запасы исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; уведомить Уполномоченный орган (Отдел социальной защиты в Ново-Савиновском районе) о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение трех рабочих дней; представлять в Уполномоченный орган (Отдел социальной защиты в Ново-Савиновском районе) информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение единовременной выплаты и его размер, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств; возместить государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» денежные средства, полученные неправомерно, в 30-дневный срок, исчисляемый в календарных днях, со дня получения уведомления (требования) Уполномоченного органа (Отдела социальной защиты в Ново-Савиновском районе); сообщить об изменении места жительства или места пребывания за пределы территории, на которой реализует свои полномочия Уполномоченный орган (Отдел социальной защиты Ново-Савиновского района), заключивший Контракт, или в случае выезда семьи (одиноко проживающего гражданина) на новое место жительства или место пребывания за пределы территории Республики Татарстан в течение двух недель со дня наступления указанного обстоятельства; выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации.
Сотрудниками истца - Отделения социальной помощи семьи и детям в Ново-Савиновском районе неоднократно была произведена попытка связаться с ответчиком по телефону, что осталось безрезультатно; 31.05.2022, 16.06.2022 и 14.12.2022 был произведен выход по месту регистрации ответчика сотрудникам ОСПСиД, дверь никто не открыл.
В определенный программой социальной адаптации срок ответчик предоставил истцу накладную о якобы приобретенных им основных средств и материально-производственных запасов, однако при проверке чеков через мобильное приложение ФНС оказалось, что они некорректны.
06.09.2022 истцом в адрес ответчика было направлено заказным письмом № 80-44/1014 уведомление об урегулировании вопроса по возврату единовременной выплаты в указанном выше размере.
Однако, в нарушение пункта 3.2 Социального контракта вышеуказанные мероприятия, указанные в плане мероприятий Программы социальной адаптации, документы, подтверждающие приобретение основных средств, материально - производственных запасов и осуществление им индивидуальной предпринимательской деятельности, ответчиком истцу до настоящего времени не предоставлены, денежные средства в размере 150 000 рублей не возвращены.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 150 000 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на вынесение решения в порядке заочного производства согласен.
Согласно истребованной по запросу суда адресной справки, Купцов Сергей Александрович, №-- года, сменил фамилию и отчество №-- года на Сергейчев Сергей Сергеевич, зарегистрирован по адресу: №--
Ответчик извещен по имеющемуся в деле адресу, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, заявления об отложении судебного заседания не поступило.
В силу статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно пунктам 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несёт адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Направленные судом в адрес ответчика извещения возвращены с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В соответствии со статьёй 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу пункта 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таком положении, в связи с отсутствием сведений об уважительности причин неявки ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу статьи 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Судом установлено, что 24.02.2022 между отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном, Ново-Савиновском районах муниципального образования г. Казани и Купцовым С.А. заключен социальный контракт, направленный на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости (далее - Социальный контракт).
Абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) определено, что государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;».
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона № 178-ФЗ закреплено, что социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом.
На основании Федерального закона № 178-ФЗ, а также в целях повышения эффективности адресных форм социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2014 года № 635 «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан» утверждено Положение о порядке оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан (далее соответственно - постановление КМ РТ № 635, Положение), которое устанавливает механизм и условия оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
Согласно Положению, утвержденному постановлением КМ РТ № 635, государственная социальная помощь на основании Социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан для соответствующих социально-демографических групп населения (пункт 1.1 Положения).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением управления (отдела) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе (городском округе) (далее - территориальный орган социальной защиты) по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1.5 Положения).
При этом, территориальный орган социальной защиты заключает с гражданином Социальный контракт на оказание государственной социальной помощи, направленный, в том числе, на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - на срок не более чем на 12 месяцев (подпункт «б» пункта 1.7 Положения).
Согласно пункту 1.11 Положения, утвержденного постановлением КМ РТ № 635, оказание государственной социальной помощи на основании Социального контракта осуществляется, в том числе в виде единовременной выплаты.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением КМ РТ № 635, на основании заявления Купцова С.А. от 16.02.2022, и представленных им документов (анкеты о семейном и материально-бытовом положении и бизнес-плане «Услуга по укладке паркета»), 24.02.2022 между истцом Купцовым С.А. был заключен Социальный контракт, направленный на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятость) на период с 24.02.2022 по 31.12.2022.
24.02.2022 истцом Купцову С.А. была составлена Программа социальной адаптации на оказание государственной социальной помощи в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости на период с 24.02.2022 по 31.12.2022 (далее - Программа социальной адаптации).
Программа социальной адаптации и бизнес-план ответчика были рассмотрены и утверждены межведомственной комиссией 24.02.2022.
Решением истца за № 230461/6-2022 от 24.02.2022 ответчику была назначена государственная помощь (единовременная выплата) в размере 150000 рублей, которая была перечислена 03.03.2022 на его счет, открытый им в ПАО «Ак Барс» Банке.
Согласно Социальному контракту (пункт 3.2) и Программе социальной адаптации, ответчик был обязан пройти процедуру регистрации в качестве самозанятого, ежемесячно предоставлять истцу документы, подтверждающие приобретение основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, подтверждающие факт выполнения им мероприятий программы социальной адаптации, документы, подтверждающие приобретение в период действия контракта основных средств, материально производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; использовать приобретенные основные средства, материально - производственные запасы исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; уведомить Уполномоченный орган (Отдел социальной защиты в Ново-Савиновском районе) о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение трех рабочих дней; представлять в Уполномоченный орган (Отдел социальной защиты в Ново-Савиновском районе) информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение единовременной выплаты и его размер, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств; возместить государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» денежные средства, полученные неправомерно, в 30-дневный срок, исчисляемый в календарных днях, со дня получения уведомления (требования) Уполномоченного органа (Отдела социальной защиты в Ново-Савиновском районе); сообщить об изменении места жительства или места пребывания за пределы территории, на которой реализует свои полномочия Уполномоченный орган (Отдел социальной защиты Ново-Савиновского района), заключивший Контракт, или в случае выезда семьи (одиноко проживающего гражданина) на новое место жительства или место пребывания за пределы территории Республики Татарстан в течение двух недель со дня наступления указанного обстоятельства; выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации.
Сотрудниками истца - Отделения социальной помощи семьи и детям в Ново-Савиновском районе неоднократно была произведена попытка связаться с ответчиком по телефону, что осталось безрезультатно; 31.05.2022, 16.06.2022 и 14.12.2022 был произведен выход по месту регистрации ответчика сотрудникам ОСПСиД, однако дверь никто не открыл.
В определенный программой социальной адаптации срок, ответчик предоставил истцу накладную о якобы приобретенных им основных средств и материально-производственных запасов, однако при проверке чеков через мобильное приложение ФНС оказалось, что они некорректны.
06.09.2022 истцом в адрес ответчика было направлено заказным письмом № 80-44/1014 уведомление об урегулировании вопроса по возврату единовременной выплаты в указанном выше размере.
Однако, в нарушение пункта 3.2 Социального контракта вышеуказанные мероприятия, указанные в плане мероприятий Программы социальной адаптации, документы, подтверждающие приобретение основных средств, материально - производственных запасов и осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ответчиком истцу до настоящего времени не предоставлены, денежные средства в размере 150 000 рублей не возвращены.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании с ответчика в суммы неосновательного обогащения в заявленном размере, подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в соответствующий бюджет пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан к Сергейчеву Сергею Сергеевичу (ранее - Купцов Сергей Александрович) о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Сергейчева Сергея Сергеевича (паспорт серия №--) в пользу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (ОГРН 1071690050299, ИНН 1657069000) сумму неосновательного обогащения в размере 150 000 рублей.
Взыскать с Сергейчева Сергея Сергеевича (паспорт серия №--) государственную пошлину в размере 4200 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 03 октября 2023 года.
Судья Р.М. Хайрутдинова