Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-847/2023 ~ М-285/2023 от 01.02.2023

Дело № 2-847/2023

УИД: 55RS0004-01-2023-000353-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2023 года                                  город Омск

Октябрьский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Дорошкевич А.Н.,

при секретаре судебного заседания Авдониной В.А.,

с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Шкутовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад №92», Департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в сфере создания безопасных условий обучения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа города Омска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав следующее. Прокуратурой ОАО г. Омска в порядке контроля объектов, имеющих нарушения противопожарного состояния, не устраняемых длительный период времени, проведена проверка в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад №92», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проведенная прокуратурой округа проверка о безопасном пребывании в БДОУ г. Омска «Детский сад № 92», расположенной по адресу: <адрес>, показала, что в учреждении имеются неисполненное в полном объеме предписание ТОНД Октябрьского административного округа г. Омска УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года № Кроме того, имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;

не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

не оборудован блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями;

в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода не допускается размещение оборудования, а именно трубы отопления;

на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

замки на дверях эвакуационного выхода не обеспечен возможностью свободного открывания изнутри без ключа;

система противопожарной защиты, в случае пожара, не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.

Указанные нарушения со стороны БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и государству в целом, а также нарушают права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность. Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер прокуратурой округа в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного истец просил обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» устранить нарушения законодательства в части создания безопасных условий обучения, а именно: не допускать к работе на объекте защиты лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности; организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; оборудовать блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями; не допускать размещение в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода оборудование, а именно трубы отопления; обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить наличие на дверях эвакуационных выходов замков с возможностью свободного открывания изнутри без ключа; установить систему противопожарной защиты, обеспечивающую автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обязать Департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование работ по устранению нарушения законодательства

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Позыгун Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.

Заведующая БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» Комарова Т.Н. в судебном заседании исковые требования признала. Вместе с тем, не отрицала наличие нарушений, выявленных в ходе проведения в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» прокуратурой Октябрьского АО г. Омска проверки соблюдения требований законодательства об образовании в РФ в части создания безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних, а также в сфере противопожарной безопасности в БДОУ г. Омска «Детский сад № 92». Указала, что в связи с отсутствием финансирования требования об устранении названных нарушений являются невыполнимыми, поскольку самостоятельных доходов учреждение не имеет. В результате обращения в Департамент образования Администрации г. Омска после получения представления прокурора, был получен ответ о рассмотрении вопроса о выделении финансирования на расходы, при принятии бюджета на 2024 – 2025 год.

Представитель департамента образования Администрации г. Омска, при надлежащем извещении о дате рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал.

Представитель третьего лица Территориального отдела надзорной деятельности ОАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области Егорова А.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.

В силу ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 года, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 Конвенции, государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.

В ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Из материалов дела следует, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 22.12.2015 года № 211 (далее – Устав).

В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска в отношении указанного образовательного учреждения проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БДОУ г. Омска «Детский сад № 92». В результате данной проверки установлено, что в учреждении имеются неисполненное в полном объеме предписание ТОНД Октябрьского административного округа г. Омска УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области от 01 мая 2021 года №

Кроме того, имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;

не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

не оборудован блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями;

в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода не допускается размещение оборудования, а именно трубы отопления;

на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

замки на дверях эвакуационного выхода не обеспечен возможностью свободного открывания изнутри без ключа;

система противопожарной защиты, в случае пожара, не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.По факту нарушения требований законодательства 12.12.2022 года прокуратурой округа внесено представление заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» об устранении нарушений федерального законодательства.

Как следует из содержания искового заявления, а также пояснений старшего помощника прокурора Октябрьского АО г. Омска, до настоящего времени образовательным учреждением вышеуказанное предписание не исполнено.

Из имеющегося в деле письма заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 92», направленного в адрес прокуратуры Октябрьского АО г. Омска в ответ на вышеуказанное представление, следует, что часть нарушений устранены, для устранения некоторых пунктов нарушений в предписании требуется финансирование из Департамента образования Администрации г. Омска.

В судебном заседании заведующая БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» указанное обстоятельство подтвердила, ссылалась на отсутствие финансирования для обеспечения противопожарной безопасности, осуществляемого со стороны департамента образования.

Согласно представленным доказательствам, заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» в связи с отсутствием собственных средств, в адрес департамента образования действительно было направлено служебное письмо о выделении средств, необходимых для устранения нарушений в области пожарной безопасности. В направленном в ответ на данное обращение письме от 03.02.2023 года департаментом указано, что планом финансово-хозяйственной деятельности на 2023 года бюджетному дошкольному образовательному учреждению расходы для выполнения предписания не предусмотрены.

По мнению прокурора, и представителя Территориального отдела надзорной деятельности ОАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области, выявленные нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 2 вышеназванного закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя, помимо прочего, нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ.

Согласно подп. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

До настоящего времени какое-либо финансирование данных расходов департаментом образования Администрации города Омска БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» не предоставлено, несмотря на то, что отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками требований законодательства.

Из Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3).

Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений администрации города Омска (п. 1.6, 1.8).

В соответствии с п. 1.10 Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Пунктами 1, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Однако непринятие БДОУ г. Омска «Детский сад № 92», Департаментом образования Администрации г. Омска мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних.

Решением Омского городского Совета от 15.12.2021 года № 365 «О бюджете города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» департамент образования Администрации г. Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города Омска и обязан обеспечивать образовательное учреждение необходимыми средствами.

Однако, из представленной в материалы дела переписки БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» с департаментом образования Администрации г. Омска по вопросу выделения денежных средств на осуществление мероприятий по мерам противопожарной безопасности следует, что запрос о выделении финансирования на данные расходы не удовлетворен.

Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.

Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.

Таким образом, до настоящего времени ответчиками не устранены нарушения требований пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и государству в целом, а также нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, и является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Также на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Омска удовлетворить.

Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 92» устранить нарушения законодательства в части создания безопасных условий обучения в здании, расположенном по адресу: <адрес>

не допускать к работе на объекте защиты лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;

организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

оборудовать блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями;

не допускать размещение в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода оборудование, а именно трубы отопления;

обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

обеспечить наличие на дверях эвакуационных выходов замков с возможностью свободного открывания изнутри без ключа;

установить систему противопожарной защиты, обеспечивающую автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.

Обязать Департамент образования Администрации города Омска осуществить финансирование мероприятий по устранению Бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Омска «Детский сад № 92» нарушений законодательства в части создания безопасных условий обучения в здании, расположенном по адресу: <адрес>

Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №92» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                       Дорошкевич А.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено «27» февраля 2023 года.

2-847/2023 ~ М-285/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского административного округа г.Омска
Ответчики
Департамент образования Администрации г.Омска
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №92»
Другие
Территориальный отдел надзорной деятельности ОАО г.Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Омска
Судья
Дорошкевич Алена Николаевна
Дело на странице суда
octobercourt--oms.sudrf.ru
01.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2023Передача материалов судье
02.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2023Подготовка дела (собеседование)
07.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее