Дело № 2-847/2023
УИД: 55RS0004-01-2023-000353-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 года город Омск
Октябрьский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Дорошкевич А.Н.,
при секретаре судебного заседания Авдониной В.А.,
с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Шкутовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Детский сад №92», Департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в сфере создания безопасных условий обучения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа города Омска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав следующее. Прокуратурой ОАО г. Омска в порядке контроля объектов, имеющих нарушения противопожарного состояния, не устраняемых длительный период времени, проведена проверка в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад №92», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проведенная прокуратурой округа проверка о безопасном пребывании в БДОУ г. Омска «Детский сад № 92», расположенной по адресу: <адрес>, показала, что в учреждении имеются неисполненное в полном объеме предписание ТОНД Октябрьского административного округа г. Омска УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № Кроме того, имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
не оборудован блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями;
в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода не допускается размещение оборудования, а именно трубы отопления;
на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
замки на дверях эвакуационного выхода не обеспечен возможностью свободного открывания изнутри без ключа;
система противопожарной защиты, в случае пожара, не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Указанные нарушения со стороны БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и государству в целом, а также нарушают права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность. Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер прокуратурой округа в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.
На основании изложенного истец просил обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» устранить нарушения законодательства в части создания безопасных условий обучения, а именно: не допускать к работе на объекте защиты лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности; организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; оборудовать блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями; не допускать размещение в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода оборудование, а именно трубы отопления; обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить наличие на дверях эвакуационных выходов замков с возможностью свободного открывания изнутри без ключа; установить систему противопожарной защиты, обеспечивающую автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обязать Департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование работ по устранению нарушения законодательства
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Позыгун Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Заведующая БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» Комарова Т.Н. в судебном заседании исковые требования признала. Вместе с тем, не отрицала наличие нарушений, выявленных в ходе проведения в отношении БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» прокуратурой Октябрьского АО г. Омска проверки соблюдения требований законодательства об образовании в РФ в части создания безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних, а также в сфере противопожарной безопасности в БДОУ г. Омска «Детский сад № 92». Указала, что в связи с отсутствием финансирования требования об устранении названных нарушений являются невыполнимыми, поскольку самостоятельных доходов учреждение не имеет. В результате обращения в Департамент образования Администрации г. Омска после получения представления прокурора, был получен ответ о рассмотрении вопроса о выделении финансирования на расходы, при принятии бюджета на 2024 – 2025 год.
Представитель департамента образования Администрации г. Омска, при надлежащем извещении о дате рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал.
Представитель третьего лица Территориального отдела надзорной деятельности ОАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области Егорова А.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.
В силу ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 года, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции, государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Из материалов дела следует, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 22.12.2015 года № 211 (далее – Устав).
В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска в отношении указанного образовательного учреждения проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БДОУ г. Омска «Детский сад № 92». В результате данной проверки установлено, что в учреждении имеются неисполненное в полном объеме предписание ТОНД Октябрьского административного округа г. Омска УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области от 01 мая 2021 года № №
Кроме того, имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
не оборудован блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями;
в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода не допускается размещение оборудования, а именно трубы отопления;
на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
замки на дверях эвакуационного выхода не обеспечен возможностью свободного открывания изнутри без ключа;
система противопожарной защиты, в случае пожара, не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.По факту нарушения требований законодательства 12.12.2022 года прокуратурой округа внесено представление заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» об устранении нарушений федерального законодательства.
Как следует из содержания искового заявления, а также пояснений старшего помощника прокурора Октябрьского АО г. Омска, до настоящего времени образовательным учреждением вышеуказанное предписание не исполнено.
Из имеющегося в деле письма заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 92», направленного в адрес прокуратуры Октябрьского АО г. Омска в ответ на вышеуказанное представление, следует, что часть нарушений устранены, для устранения некоторых пунктов нарушений в предписании требуется финансирование из Департамента образования Администрации г. Омска.
В судебном заседании заведующая БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» указанное обстоятельство подтвердила, ссылалась на отсутствие финансирования для обеспечения противопожарной безопасности, осуществляемого со стороны департамента образования.
Согласно представленным доказательствам, заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» в связи с отсутствием собственных средств, в адрес департамента образования действительно было направлено служебное письмо о выделении средств, необходимых для устранения нарушений в области пожарной безопасности. В направленном в ответ на данное обращение письме от 03.02.2023 года департаментом указано, что планом финансово-хозяйственной деятельности на 2023 года бюджетному дошкольному образовательному учреждению расходы для выполнения предписания не предусмотрены.
По мнению прокурора, и представителя Территориального отдела надзорной деятельности ОАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области, выявленные нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Ст. 2 вышеназванного закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя, помимо прочего, нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ.
Согласно подп. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
До настоящего времени какое-либо финансирование данных расходов департаментом образования Администрации города Омска БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» не предоставлено, несмотря на то, что отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками требований законодательства.
Из Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3).
Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений администрации города Омска (п. 1.6, 1.8).
В соответствии с п. 1.10 Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Пунктами 1, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Однако непринятие БДОУ г. Омска «Детский сад № 92», Департаментом образования Администрации г. Омска мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних.
Решением Омского городского Совета от 15.12.2021 года № 365 «О бюджете города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» департамент образования Администрации г. Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города Омска и обязан обеспечивать образовательное учреждение необходимыми средствами.
Однако, из представленной в материалы дела переписки БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» с департаментом образования Администрации г. Омска по вопросу выделения денежных средств на осуществление мероприятий по мерам противопожарной безопасности следует, что запрос о выделении финансирования на данные расходы не удовлетворен.
Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, до настоящего времени ответчиками не устранены нарушения требований пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и государству в целом, а также нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, и является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Также на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с БДОУ г. Омска «Детский сад № 92» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Омска удовлетворить.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 92» устранить нарушения законодательства в части создания безопасных условий обучения в здании, расположенном по адресу: <адрес>
не допускать к работе на объекте защиты лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
оборудовать блок медицинского кабинета системой автоматической пожарной сигнализации с дымовыми пожарными извещателями;
не допускать размещение в помещении кухни на полу на путях эвакуации у двери эвакуационного выхода оборудование, а именно трубы отопления;
обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
обеспечить наличие на дверях эвакуационных выходов замков с возможностью свободного открывания изнутри без ключа;
установить систему противопожарной защиты, обеспечивающую автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Обязать Департамент образования Администрации города Омска осуществить финансирование мероприятий по устранению Бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Омска «Детский сад № 92» нарушений законодательства в части создания безопасных условий обучения в здании, расположенном по адресу: <адрес>
Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад №92» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Дорошкевич А.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено «27» февраля 2023 года.