Судья Тарасов Е.В. дело № 7р-15/2021 (7р-371/2020)
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 21 января 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу от 10 июля 2020 года № 08-08-12-37 ю.л., решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН <№>, ОГРН <№>, КПП <№>, адрес места нахождения: <адрес>.
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Коржавиным А.А. от 10 июля 2020 года <№> ю.л. Федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
представитель ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России Комилов А.Х. просит отменить решение, прекратить производство по делу. Ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Поскольку выявленные нарушения отражены в акте внеплановой выездной проверки от 22 мая 2018 года, полагает, что последним днем для привлечения юридического лица к административной ответственности являлось 22 мая 2019 года. Указывает, что в материалах административного расследования отсутствует маршрут патрулирования № 2, на котором основаны выводы судьи о наличии состава административного правонарушения.
Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «УЛХ и П» Минобороны России) в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Защитник ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России Комилов А.Х. в судебном заседании жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу – должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Коржавин А.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения жалобы, полагая состоявшиеся решения законными и обоснованными.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ)).
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила пожарной безопасности в лесах), действовавшие на момент совершения административного правонарушения, устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ
В силу пункта 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров (пункт 20 Правил пожарной безопасности в лесах).
Складирование заготовленной древесины согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил пожарной безопасности в лесах).
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», пунктами 26 – 30 которого также предусмотрены приведенные выше требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 4 июня 2020 года в результате рейдового мероприятия, проведенного на основании приказа начальника Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу от 29 мая 2020 года <№> и задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, в квартале <№> выделов <№> <...> выявлены нарушения пунктов 16, 19, 20 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в том, что места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленными на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, порубочными остатками, не отделены противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 1,4 метра. Заготовленная древесина в объеме около 500 м3, собранная в небольшие штабеля и оставленная на месте рубки (лесосеки) на площади около 3 га на период пожароопасного сезона, не отделена противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 1,4 метра. Вокруг штабелей с древесиной имеются в большом количестве сухие остатки прошлогодней травянистой растительности. На площади около 2 га порубочные остатки не сожжены. Разработка лесосеки проводилась ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 7 сентября 2017 года <№>.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 30 марта 2020 года <№> пожароопасный сезон в Республике Марий Эл начался с 10 апреля 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и последующего привлечения к административной ответствености.
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы на постановление согласился с выводом должностного лица административного органа о совершении ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Из представленных материалов следует, что 7 сентября 2017 года между ФГКУ «УЛХ и П» Минобороны России (Продавец) и
ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России (Покупатель) заключен договор купли – продажи лесных насаждений <№>, предметом которого являются лесные насаждения, занимающие площадь <...> га, расположенные в квартале <...> <...>, выдел 8<№> (пункты 1.1., 1.2. Договора). Срок действия договора установлен с 7 сентября 2017 горда по 6 сентября 2018 года (пункт 10.1. Договора). Дополнительным соглашением от 23 декабря 2017 года срок действия договора изменен и установлен с 7 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д. 10-15, 26).
Подпунктом «л» пункта 7.4. Договора предусмотрена обязанность покупателя соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, проводить предусмотренные ими мероприятия.
По результатам выездной внеплановой проверки целесообразности проведения вырубок лесных насаждений для создания противопожарных разрывов шириной 50 метров на территории Марийского лесничества ФГКУ «УЛХ и П» Минобороны России составлен акт от 22 мая 2018 года <№>, согласно которому сделан вывод о нецелесообразности устройства противопожарных разрывов, в том числе в выделах <№> квартала <№> <...>.
Протоколом совместного совещания от 6 июля 2020 года ФГКУ «УЛХ и П» Минобороны России и Марийского филиала ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России принято решение об изменении способа очистки лесосек от порубочных остатков в квартале № 25 Суслонгерского участкового лесничества по договору от 7 сентября 2017 года <№> на комбинированный: сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением на перегнивание, измельчение с разбрасыванием порубочных остатков.
На указанные акт от 22 мая 2018 года и протокол совещания от 6 июля 2020 года представитель ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России ссылался в дополнениях к жалобе при рассмотрении дела судьей районного суд в обоснование своих доводов о том, что юридическому лицу вменяются нарушения, не предусмотренные условиями договора.
Указанный довод обоснованно признан судьей районного суда ошибочным, поскольку приведенные документы не могут изменять правовой режим, установленный Правилами пожарной безопасности в лесах, кроме того, затронутые в них вопросы о нецелесообразности устройства пожарных разрывов шириной 50 метров и изменении способа очистки лесосек не исключают обязанность произвести очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков и отделение места рубки с оставленной заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Также при пересмотре дела в районном суде ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России ссылалось на то, что заготовленная древесина выставлена на торги и не принадлежит ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России.
Вместе с тем указанное не исключает обязанностей, предусмотренных договором от 7 сентября 2017 года <№> и Правилами пожарной безопасности в лесах, которые возникли до выставления древесины на торги 23 апреля 2020 года, кроме того, в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие ее реализацию.
Ссылка в жалобе на отсутствие в представленных административным органом материалах маршрута патрулирования № 2, указанного в задании на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения и не влечет отмену состоявшихся по делу решений.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
В ходе производства по делу представитель ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России последовательно заявлял о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку выявленные нарушения отражены в акте ФГКУ «УЛХ и П» Минобороны России от 22 мая 2018 года <№>.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, по факту которого возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, является длящимся.
Как указано выше, проверка по результатом которой составлен акт от 22 мая 2018 года <№>, проводилась с целью выяснения целесообразности создания противопожарных разрывов, в акте не отражены нарушения, выявленные при проведении осмотра отделом федерального государственного лесного надзора и контроля за учетом древесины Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу 4 июня 2020 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что началом исчисления срока привлечения к административной ответственности является день обнаружения вменяемых нарушений – 4 июня 2020 года, а не день составления акта <№> от 22 мая 2018 года.
Таким образом, постановление о привлечении ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является минимальным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7
КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу от 10 июля 2020 года <№> ю.л., решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение вступает в законную немедленно после вынесения.
Судья Э.И. Салихова