УИД 11RS0017-01-2023-000792-54 Дело №2-456/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга Республики Коми 14 декабря 2023 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Касевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лотоцкой Екатерины Ярославовны к администрации сельского поселения «Визинга», администрации муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома, и жилых помещений, подготовить и направить проект соглашения об изъятия земельного участка и жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Лотоцкой Е.Я. по доверенности – Бутгайут Г.Н, действующая от имени Лотоцкой Е.Я. и её несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации СП «Визинга» о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и расположенного в указанном доме жилого помещения - <адрес>; возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд указанного земельного участка и жилого помещения квартиры <адрес>, с определением размера возмещения за изымаемое имущество в соответствии с п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование требований указала, что Лотоцкая Е.Я. является собственником <данные изъяты> жилого помещения квартиры, назначение: жилое, <данные изъяты>, адрес местонахождения: <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Собственниками других долей по <данные изъяты> каждый являются несовершеннолетние дети истца - ФИО1 и ФИО2 Заключением межведомственной комиссии от 05.04.2019 № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. признан аварийным и подлежащим сносу.05.04.2019 Администрацией СП «Визинга» принято распоряжение №-р, которым установлен срок для расселения граждан - в течение одного календарного года со дня включения дома в адресную республиканскую программу. В адрес истца направлено требование о добровольном сносе жилого дома. К моменту подачи настоящего иска указанный срок истек, равно как и истек срок для расселения. С учетом того, что срок для добровольного сноса жилого дома на дату подачи настоящего иска истек, на ответчика подлежит обязанность принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>. и жилого помещения, принадлежащего истцу, подготовить и направить проект соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения. По окончании срока, установленного ответчиком собственникам помещений в аварийном доме для выполнения требования о сносе или реконструкции дома, возникли основания для изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и жилого помещения истца в указанном доме. Действующее жилищное законодательство не связывает принятие решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, с истечением срока, установленного для расселения дома или с включением дома в адресную программу переселения. Несоблюдение процедуры изъятия жилого помещения лишает собственников права по обеспечению жилищных прав.
Определением суда в порядке ч. 3 ст. 37 ГПК РФ к участию в деле привлечена несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Определение суда от 31.10.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Сысольский».
Истец Лотоцкая Е.А. уведомлена о явке к суд надлежащим образом в судебное заседание не явилась.
Несовершеннолетняя ФИО1, уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилась.
Представитель истца Бутгайут Г.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлена о явке к суд надлежащим образом в судебное заседание не явилась.
Истец Лотоцкая Е.А., представитель истца Бутгайут Г.Н. в судебном заседании 21 ноября 2023 года просили удовлетворить заявленные требования по доводам иска.
Представитель ответчика АСП «Визинга» Мамаенко Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать в исковых требованиях в полном объеме, поддержала направленные в адрес суда возражения. Дополнительно суду пояснила, что истец утверждает, что администрацией сельского поселения в адрес истца было направлено требование о добровольном сносе жилого дома, однако требование суду не предъявлено. Требование в адрес истца администрацией не направлялось. Кроме того, распоряжением администрации сельского поселения «Визинга» от 27.08.2020, администрация внесла изменения в распоряжение №-р от 05 апреля 2019, срок отселения граждан многоквартирного дома определен до июля 2024 года, а срок сноса дома собственникам помещений установлен до 30 июня 2025 года. У администрации еще имеется срок для направления требования с указанием срока. После установленного срока, если собственники дома не сносят дом, не исполняют требование, начинаются другие мероприятия и принимаются другие решения в отношении этого дома. Пойдет процедура принятия решений об изъятии земельного участка и жилых помещений, всех жилых помещений, которые расположены в этом доме. Указанное требование направляет администрация сельского поселения «Визинга», а изъятием земельных участков в 2023 году является полномочиями муниципального района. На 2024 год полномочия по жилью и иным каким-то вопросам не приняты еще. К концу 2023 года будет заседание Совета депутатов, будет решаться вопрос, принимаем мы эти полномочия на 2024 год или не принимаем.
Представитель ответчика АМР «Сысольский» Ягодин Н.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях, поддержал доводы отзыва. Поддержал позицию представителя ответчика АСП «Визинга» Мамаенко Н.В. Подтвердил, изъятием земельного участка на территории сельского поселения занимается администрация муниципального района «Сысольский». Показал, что ст.32 ЖК РФ прописан конкретный порядок действий. Считает, что иск предъявлен преждевременно.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела 2а-248/2020, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
Частью 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается только с согласия собственника.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 279 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6).
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 указанного Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
Из разъяснений, приведенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением прав собственников помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии администрации СП «Визинга» от 05.04.2019 № по результатам обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес> установлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения распоряжением администрации СП «Визинга» от 05.04.2019 №-р в порядке, установленном Положением №, многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Этим же распоряжением принято решение о расселении физических лиц указанного многоквартирного жилого дома в течение одного календарного года со дня включения указанного дома в адресную республиканскую программу и направлении собственникам помещений многоквартирного дома требование о сносе дома не позднее сроков, установленных программой (п.2).
На основании протеста прокуратуры Сысольского района Республики Коми от 17.06.2019 администрацией СП «Визинга» издано распоряжение от 20.06.2019 №-р, которым в п. 2 распоряжения от 05.04.2019 №-р внесены изменения. В частности, принято решение организовать отселение физических лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес> срок до июля 2025 года, а собственникам помещений в данном многоквартирном доме осуществить снос указанного дома в срок до 30.06.2026.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми №2а-248/2020 от 08.07.2020 признано распоряжение администрации сельского поселения «Визинга» от 05.04.2019 №-р в редакции распоряжения администрации сельского поселения «Визинга» от 20.06.2019 №-р в части установления срока отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> до июля 2025 года и в части установления собственникам помещений этого многоквартирного жилого дома срока его сноса до 30.06.2026 незаконным. На администрацию сельского поселения «Визинга» возложена обязанность установить разумные сроки отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома по адрес: <адрес> сноса этого многоквартирного жилого дома собственниками жилых помещений.
Решение вступило в законную силу 10.08.2020.
Судом установлено, что 27.08.2020 администрацией СП «Визинга» издано распоряжение №-р, которым на основании решения Сысольского районного суда Республики Коми по делу № 2а-248/2020 от 08.07.2020 в распоряжение администрации сельского поселения «Визинга» от 05.04.2019 №-р внесены следующие изменения: пункт 2 изложен в следующей редакции: 2. Организовать отселение физических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, в срок до июля 2024 года»; пункт 3 изложен в следующей редакции: 3. Собственникам помещений в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего распоряжения, осуществить снос указанного дома в срок до 30 июня 2025 года.
При этом администрацией СП «Визинга» в адрес собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в том числе и в адрес истца, требование о сносе указанного многоквартирного жилого дома с указанием на последствия неисполнения требования в виде изъятия земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд не предъявлялось.
Судом принято во внимание, что в жилищном законодательстве отсутствует императивная норма, содержащая указание на предельный срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан совершить действия, предписанные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При принятии решения суд, руководствуется положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", оценивает представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ.
Совокупность установленных судом обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что изъятие земельного участка, на котором расположен аварийный и подлежащий сносу многоквартирный дом по адресу: <адрес>, требует соблюдения установленной законом процедуры, последовательно включающей в себя направление органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома или его реконструкции, а после истечения срока, установленного в требовании - принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники находящихся в нем жилых помещений не выполнили требование о его сносе или реконструкции. В данном случае со стороны ответчиков не было допущено незаконного бездействия, поскольку срок для расселения граждан, зарегистрированных по месту жительства, и собственников жилых помещений в этом доме, определенный администрацией СП «Визинга» до июля 2024 года, не истек, кроме того, соответствующий срок не был оспорен в судебном порядке истцом по мотиву его неразумности.
Поскольку решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по общему правилу предполагает изъятие всех расположенных на нем объектов недвижимости, такое изъятие возможно после фактического расселения граждан, зарегистрированных в соответствующем доме по месту жительства, и собственников расположенных в нем жилых помещений.
Определенный администрацией СП «Визинга» срок сноса признанного аварийным многоквартирного жилого дома до 30 июня 2025 года, не исключает право собственников помещений в таком доме произвести его снос за свой счет ранее указанного срока.
При установленных обстоятельствах исковые требования Лотоцкой Е.А. к администрации СП «Визинга», администрация муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и расположенного в указанном доме жилого помещения - квартиры <адрес>; возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд указанного земельного участка и жилого помещения квартиры <адрес>, с определением размера возмещения за изымаемое имущество в соответствии с п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования представителя истца Лотоцкой Е.Я. – Бутгайут Г.Г., действующей от имени Лотоцкой Е.Я. и её несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации СП «Визинга», администрации муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и расположенного в указанном доме жилого помещения - квартиры <адрес>; возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд указанного земельного участка и жилого помещения квартиры <адрес>, с определением размера возмещения за изымаемое имущество в соответствии с п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течении месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2023 года.
Судья – подпись
Копия верна. судья Г.Д. Фомина