Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-245/2022 от 19.04.2022

Подлинник данного решения приобщен к делу об административном правонарушении 12-245/2022Альметьевского городского суда Республики Татарстан

УИД №16RS0036-01-2022-003429-16

дело № 12-245/2022

Р Е Ш Е Н И Е

22 июня 2022 года г. Альметьевск РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи Исмагилова А.Т.,

при секретаре Мухаметгариповой Ч.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе акционерного общества «Альметьевск-Водоканал» на постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – акционерное общество «Альметьевск-Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут юридическое лицо, при эксплуатации зданий, строений и сооружений по адресу <адрес>, нарушило правила охраны водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и/или истощение, а именно сброс в водные объекты. На основании сведений, полученных в результате учета качества сточных вод за 4 квартал 2021 года, представленных предприятием, выявлены превышения по нормативно допустимому сбросу: по азоту аммонийному в 2,13 раза, БПК полн. В 2,13 раз.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе АО «Альметьевск-Водоканал», просит данное постановление отменить, указывая на то, что объект очистные сооружения канализации АО «Альметьевск-Водоканал» поставлен на учет как объект 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, общество подлежит федеральному экологическому контролю со стороны Управления Роспотребнадзора РФ, а не органам регионального контроля, к которым относится Министерство экологии и природных ресурсов РТ. Кроме того, по факту выявленных нарушений в сфере превышения нормативных требований ПДК в сточных водах, общество в рамках государственного контроля со стороны Управления Росприроднадзора РФ уже привлекалось к административной ответственности, вынесено было предписание об устранении нарушений, за несвоевременное исполнение предписания АО «Альметьевск-Водоканал» также было привлечено к ответственности с назначением штрафа.

В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что неоднократное привлечение к административной ответственности по указанным правонарушениям со стороны различных контролирующих органов негативно влияет на финансовое состояние общества. Недавно решением Арбитражного суда РТ с предприятия взыскан ущерб за негативное воздействие на окружающую среду в размере более 5 млн рублей.

Представитель Юго-Восточного ТО Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворения жалобы отказать, пояснив на законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Пояснила, что действительно деятельность общества в сфере экологии подлежит проверке со стороны федеральных органов надзора, в то же время, поскольку в результате действия юридического лица произошел сброс на водный объект, который состоит в реестре объектов регионального назначения, в данном случае административное наказание назначено Министерством экологии и природных ресурсов РТ правомерно.

Выслушав доводы представителя заявителя, представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещается.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут юридическое лицо, при эксплуатации зданий, строений и сооружений по адресу <адрес>, нарушило правила охраны водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и/или истощение, а именно сброс в водные объекты. На основании сведений, полученных в результате учета качества сточных вод за 4 квартал 2021 года, представленных предприятием, выявлены превышения по нормативно допустимому сбросу: по азоту аммонийному в 2,13 раза, БПК полн. В 2,13 раз.

Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом проверки; объяснением представителя общества в рамках проверки, фото и видеофиксацией выявленных правонарушений и иными материалами дела об административном правонарушении, которым должностным лицом дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Анализ представленных материалов дела в совокупности позволяет сделать вывод о том, что обществом, не приняты все зависящие от него меры для недопущения размещений в прибрежных защитных полосах водного объекта отвалов размываемых грунтов, поэтому его противоправные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Таким образом, совокупностью всех материалов дела полностью подтверждается факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и виновность последнего в этом.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В части доводов жалобы о том, что объект очистные сооружения канализации АО «Альметьевск-Водоканал» поставлен на учет как объект 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, общество подлежит федеральному экологическому контролю со стороны Управления Роспотребнадзора РФ, а не органам регионального контроля, к которым относится Министерство экологии и природных ресурсов РТ, суд считает необходимым следующее.

Объекты контроля, подлежащие федеральному государственному экологическому контроля (надзору) установлены в п. 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Подпунктом «б» пункта 8 указанного Положения определены водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении которых Управление Росприроднадзора осуществляет федеральный государственный экологический надзор. Водные объекты, не указанные в п. «б» п. 8 Положения, подлежат региональному государственному экологическому надзору.

Поскольку <адрес> не подпадает под категорию объектов, указанных в Положении, и превышение по нормативу допустимых сбросов со стороны общества осуществлено на указанный водный объект, то действия Юго-Восточного территориального управления МЭ и ПР РТ в части выявления правонарушения и привлечения юридического лица к ответственности, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем довод жалобы о том, что назначенное обществу наказание является чрезмерно суровым заслуживает внимания.

На основании ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из общих правил назначения административного наказания, установленных ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В судебном заседании представитель юридического лица заявлял, что за определенный промежуток времени общество в указанной сфере неоднократно привлечено к административной ответственности, в том числе и за невыполнение выданных ранее предписаний, с назначением наказания в виде штрафа, кроме того в судебном порядке взысканы денежные средства в счет возмещения ущерба, в подтверждение чего приложены судебные акты. Денежные взыскания негативно отражаются на финансовом состоянии общества.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, назначенное данной организации административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении АО «Альметьевск-Водоканал»» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей. В остальной части постановление старшего государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 и ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении акционерного общества «Альметьевск-Водоканал» к административной ответственности по части 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить путем снижения размера назначенного административного штрафа до 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей, в остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Жалобу представителя АО «Альметьевск-Водоканал» удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда РТ ФИО4

Решение вступило в законную силу «_____ » ___________ 20____ года

Судья

12-245/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
АО "Альметьевск-Водоканал"
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Исмагилов Айрат Талгатович
Статьи

ст.8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
almetevsky--tat.sudrf.ru
19.04.2022Материалы переданы в производство судье
19.04.2022Истребованы материалы
13.05.2022Поступили истребованные материалы
06.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
16.07.2022Вступило в законную силу
18.07.2022Дело оформлено
26.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее