М – 5-35/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Касумкент «14» марта 2024 г.
Судья Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан Шахвеледов А.Г., с участием государственного инспектора ТО ГАДН по РД ФИО3, представителя ООО «АлиЯк» ФИО4 (по доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ.), рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АлиЯк», ИНН: №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу серии ДГР № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> (далее – ТО ГАДН по РД) ФИО3 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АлиЯк» (далее ООО «АлиЯк») ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 50 мин. в <адрес> во время проведения рейдовых мероприятий на основании задания, утвержденного решением заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СКФО №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр автобуса марки ГАЗ-322121 за гос. рег. знаком №, принадлежащего ООО «АлиЯк» под управлением водителя ФИО1. В ходе осмотра указанного автобуса был составлен протокол осмотра транспортного средства с указанием выявленных нарушений, а именно: осуществление перевозки пассажиров, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии) на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами. ООО «АлиЯк» нарушены требования пп. 24 п.1 ст. 12 ФЗ-99 от ДД.ММ.ГГГГ; п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В ходе судебного заседания государственный инспектор ТО ГАДН по РД ФИО3, поддержал протокол серии ДГР № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ссылаясь на то, что на момент проведения осмотра у водителя автобуса марки ГАЗ-322121 за гос. рег. знаком №, принадлежащего ООО «АлиЯк» ФИО1 лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. Юридическое лицо ООО «АлиЯк» надлежащим образом было уведомлено о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении. В действиях ООО «АлиЯк» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в связи с чем, просил суд признать виновной ООО «АлиЯк» и назначить наказание в виде приостановления его деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе судебного заседания представитель ООО «АлиЯк» ФИО4 совершение Обществом вменяемого административного правонарушения не признал ссылаясь на то, что действительно 06.02.2024г. государственным инспектором ТО ГАДН по РД ФИО5 был составлен протокол осмотра транспортного средства марки ГАЗ 322121 за государственным номером №, находящегося под управлением водителя ФИО1, принадлежащего ООО «АЛИЯК» на праве собственности. В протоколе осмотра среди выявленных нарушений указано: отсутствует лицензия на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами; отсутствует действующий путевой лист; автобус не прошел предрейсовый контроль его технического состояния; не проведен предрейсовый медицинский осмотр водителя. Однако в самом протоколе осмотра не указано, что на данном транспортном средстве осуществлялась перевозка пассажиров или иных лиц. Несмотря на это, 26.02.2024г. государственным инспектором ТО ГАДН по РД ФИО6 был составлен протокол об административном правонарушении серия ДГР №. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"), лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Управление водителем ФИО1 06.02.2024г. транспортным средством марки ГАЗ 322121 за государственным номером № осуществлялось без пассажиров, что подтверждается протоколом осмотра транспортного средства от 06.02.2024г., в связи с чем у ООО «АЛИЯК» не возникало обязанности иметь лицензию на перевозку пассажиров. По указанным основаниям представитель ООО «АлиЯк» ФИО4 просил суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АлиЯк» прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Выслушав объяснения государственного инспектора ТО ГАДН по РД ФИО3, представителя ООО «АлиЯк» ФИО4, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу частей 1, 2 статьи 8 названного Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя, в частности, требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 50 мин. в <адрес> Республики Дагестан во время проведения рейдовых мероприятий на основании задания, утвержденного решением заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СКФО №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ТО ГАДН по РД ФИО5 был проведен осмотр автобуса марки ГАЗ-322121 за гос. рег. знаком №, принадлежащего ООО «АлиЯк» под управлением водителя ФИО1. В ходе осмотра указанного автобуса был составлен протокол осмотра транспортного средства с указанием выявленных нарушений, а именно: осуществление перевозки пассажиров, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии) на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, а также акт постоянного рейда от 06.02.2024г.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления государственным инспектором ТО ГАДН по РД ФИО3 в отношении ООО «АлиЯк» протокола серии ДГР № об административном правонарушении от 26.02.2024г., в связи с наличием признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст.26.11 КоАП РФ, судья, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Между тем, из протокола осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГг. и акта постоянного рейда от 06.02.2024г. не усматривается, что управление водителем ФИО1 06.02.2024г. транспортного средства марки ГАЗ 322121 за государственным номером № принадлежащего ООО «АлиЯк» осуществлялось вместе с пассажирами, в связи с чем у Общества не возникало обязанности иметь лицензию на перевозку пассажиров.
В своих объяснениях представитель ООО «АлиЯк» ФИО4 также ссылался на указанные обстоятельства, которые государственным инспектором ТО ГАДН по РД ФИО3 опровергнуты не были.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Понятие административного правонарушения дается в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суду не представлено достаточных и бесспорных доказательств, что ООО «АлиЯк» имел умысел на осуществление лицензируемого вида деятельности при отсутствии на то соответствующей лицензии и совершил действия, образующие состав вмененного правонарушения.
Протокол осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГг. и акт постоянного рейда от 06.02.2024г. таковыми доказательствами признаны быть не могут, поскольку имеют шаблонное содержание, не отражают всех обстоятельств произошедшего и не подтверждены какими-либо иными доказательствами.
При таких обстоятельствах, в силу ст.ст. 26.2, 26.11, 28.2 КоАП РФ протокол серии ДГР № об административном правонарушении от 26.02.2024г. не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Обстоятельства, установленные судом, исключают наличие в действиях ООО «АлиЯк» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, что, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.1, ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АлиЯк» (ИНН: №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес> на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан, через Сулейман-Стальский районный суд РД в течение десяти дней со дня получения или вручения копии настоящего постановления.
Судья А.Г. Шахвеледов