Дело №
УИД 61RS0002-01-2023-003739-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года город Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
Судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,
при помощнике судьи КАВКАЛО А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону», третье лицо МКУ «УЖКХ Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону», об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
Установил:
И.о. прокурора Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределенного круга лиц, первоначально обратился в суд с иском к МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» и МКУ «УЖКХ Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой Железнодорожного района города Ростова-на-Дону, во исполнение указания и.о. прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ №, с привлечением сотрудников ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ раздела 2 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» на учреждение возложены, обязанности по оказанию услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере обеспечения благоустройства и содержания территории общего пользования, включая создание, содержание и охрану зеленых насаждений, создание, реконструкцию, текущее содержание объектов озеленения и иных озелененных территорий, содержание автомобильных дорог в части содержания дорожной одежды, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, зимнего содержания, организация и контроль за работами по озеленению территории района; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным покрытием или грунтовых дорог территории Железнодорожного района города Ростова-на-Дону, а также, осуществление функций по техническому надзору в рамках существующих программ и выделенного финансирования.
В ходе проведенного визуального обследования, с применением дорожной рейки (свидетельство С-ВР/19-09-2022/187011477), установлены дефекты дорожного покрытия, в виде выбоины автомобильных дорог общего пользования местного значения:
- <адрес>, геометрические размеры выбоины: длина - 190 см, ширина - 100 см, глубина - 16 см;
- отсутствует система дорожного водоотвода;
- также дорожное покрытие имеет многочисленные дефекты.
Вышеуказанные дефекты дорожного покрытия внутриквартальных автомобильных дорог создают угрозу безопасности дорожного движения, чем нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения, утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст., п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного
значения г. Ростова-на-Дону» вышеуказанные автомобильные дороги отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Таким образом, не приведение указанных участков автомобильной дороги в надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, ограничивают доступность, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «ДИСОТИ» работ по содержанию вверенного ему муниципального имущества.
Согласно информации Муниципального казенного учреждения «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», мероприятия по ремонту и устранению дефектов элементов улично- дорожной сети в настоящее время не запланированы.
Исковое заявление предъявлено заместителем прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, круг которых непостоянен и изменчив.
На основании изложенного истец первоначально просил суд обязать Муниципальное казенное учреждение «УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» (ИНН 6162021020, ОГРН 1026103051985) и МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (ИНН 6164294858 ОГРН 1096164006971) устранить дефекты дорожного покрытия: путем выполнения работ по устранению выбоин на дорожном полотне участков автомобильных дорог по адресам:
- <адрес>;
- систему дорожного водоотвода привести в соответствие с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
Установить срок исполнения решения суда - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец неоднократно уточнял исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в связи с чем, в окончательной их редакции просит суд обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164078938, ОГРН 1026103294403) разработать схему водоотведения (ливневой канализации), предназначенную для отведения сточных вод автомобильной дороги по пер. Красногорский в г. Ростове-на-Дону в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (ИНН 6164294858 ОГРН 1096164006971) провести ремонт автомобильной дороги по пер<адрес> с обеспечением системой дорожного водоотвода в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Установить срок исполнения решения суда - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Корнев А.В., действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании исковые требования в уточненной редакции поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» Недикова Т.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, просила в иске к МКУ «ДИСОТИ г. Ростова-на-Дону» отказать, а в случае их удовлетворения установить срок для исполнения решения суда – 2 года.
Представители ответчика - Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону и третьего лица - МКУ «УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону», извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание явку не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства суд не просили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся в судебное заседание представителей участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 указанного Федерального закона предусматривается, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Частью 1 ст.12 указанного закона предусматривается, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N248-ФЗ). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2) (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N248-ФЗ).
В силу ч.2 ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в введении которого находятся дороги.
В силу ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Дороги общего пользования г. Ростова-на-Дону находятся в ведении Администрации города.
Согласно Решению Ростовской-на-Дону Городской Думы Шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ N108 и Распоряжению Директора Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ N22 функции в области выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ростов-на-Дону переданы МКУ «ДИСОТИ г. Ростова-на-Дону».
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Железнодорожного района гор. Ростов-на-Дону проведена проверка исполнения федерального законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения и состояние улично-дорожной сети.
В ходе проведенного визуального обследования, с применением дорожной рейки (свидетельство С-ВР/19-09-2022/187011477), установлены дефекты дорожного покрытия в виде выбоины автомобильных дорог общего пользования местного значения:
- <адрес>, геометрические размеры выбоины: длина - 190 см, ширина - 100 см, глубина - 16 см;
- отсутствует система дорожного водоотвода;
- также дорожное покрытие имеет многочисленные дефекты.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным к нему фотоматериалом.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично- дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Часть 1 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и населенных пунктов установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст. В соответствии с п. 5.2.4 которых, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А) устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Как предусмотрено таблицей 5.3 данного ГОСТа предельные размеры выбоин, просадок, проломов составляют длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью не более 0,006 м.
Выявленные истцом в ходе проведенной проверки дефекты дорожного покрытия внутриквартальных автомобильных дорог создают угрозу безопасности дорожного движения, чем нарушаются требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения, утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст., п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного
зернения г. Ростова-на-Дону» автомобильная дорога с выявленными дефектами отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения, выполненная за счет бюджетных средств, подлежит государственной экспертизе, в рамках проведения которой проверяется и устанавливается соответствие разработанной проектной документации действующему законодательству и установленным нормативным требованиям.
В соответствии с п. 1.1 СП 42.13330.2016 настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону осуществляет:
- разработку проектной документации, оценку достоверности определения сметной стоимости проектных работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, пешеходных мостов, систем водоотведения, наружных сетей и сооружений постоянного назначения для поверхностных (дождевых, ливневых, талых) стоков (сетей дождевой канализации), в том числе на селитебных и прилегающих к автомобильным дорогам общего пользования местного значения территориях;
- разработку схемы водоотведения (ливневой канализации) города, предназначенной для отведения поверхностных сточных вод.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из необходимости обеспечения безопасности неопределенного круга лиц путем принятия мер по приведению дорожного полотна в соответствие с требованиями, установленными государственными стандартами.
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ответчиков, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону разработать схему водоотведения (ливневой канализации), предназначенную для отведения сточных вод автомобильной дороги по пер. Красногорский в г. Ростове-на-Дону в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию; а МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» обязать провести ремонт автомобильной дороги по <адрес> с обеспечением системой дорожного водоотвода в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Истец просит установить срок устранения нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности исполнения обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.
С учетом характера нарушений, а также объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны совершить действия по устранению нарушений - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования. Кроме того, суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования и.о. прокурора Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», третье лицо МКУ «УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону», об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164078938, ОГРН 1026103294403) разработать схему водоотведения (ливневой канализации), предназначенную для отведения сточных вод автомобильной дороги по пер. Красногорский в г. Ростове-на-Дону в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (ИНН 6164294858 ОГРН 1096164006971) провести ремонт автомобильной дороги по пер. Красногорский в <адрес> с обеспечением системой дорожного водоотвода в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию.
Установить Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону и МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» срок исполнения настоящего решения суда – 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.