Дело №
УИД 55RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Оконешниково 26 февраля 2024 г.
Оконешниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Батуриной И.Ю.,
при секретаре Чукановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
установил:
Администрация Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области в лице Главы ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества. В обоснование заявленных требований указано, что 23.11.2022 органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости сооружение внутрипоселковый газопровод протяженностью <данные изъяты> м, расположенное по адресу: ..., под кадастровым номером №. С момента постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного никто прав на него не заявлял. На основании изложенного заявитель просит признать право муниципальной собственности на сооружение по указанному выше адресу.
Представитель заявителя администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования, изложенные в заявлении, поддерживает в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц администрации Оконешниковского муниципального района Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, АО «Омскоблгаз» в судебном заседании участия не принимали, направили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебном заседании не участвовали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В п. п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ отражено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (п. 5 ст. 225 ГК РФ).
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в п. 9 которого отражено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (ч. 2 ст. 290 ГПК РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке особого производства.
В судебном заседании установлено, что сооружение протяженностью <данные изъяты> м, расположенное по адресу: ..., назначение – сооружения газохимического комплекса, наименование – внутрипоселковый газопровод, год завершения строительства – 2000, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости 23.11.2022 под №У, присвоен кадастровый №. Правообладателем указана администрация Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, ограничения и обременения не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.12.2023.
Из абз. 1-3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Полномочия органа местного самоуправления, установленные указанным Федеральным законом, на территории городского поселения осуществляют органы местного самоуправления городских поселений (статья 8.1 ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Пункт 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Таким образом, газопровод представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав.
Согласно информации сектора муниципального архива Управления организационно-кадрового обеспечения администрации Оконешниковского муниципального района от 06.02.2024, технический паспорт, проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении указанного выше газопровода отсутствует.
В БУ Омской области «Исторический архив Омской области» сведений о разрешении на строительство и вводе в эксплуатацию спорного сооружения не имеется, проектно-техническая документация на хранение не поступала, что отражено в информации, предоставленной 26.01.2024.
В сообщениях, предоставленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ТУ Росимущества в Омской области) от 26.01.2024, Министерством имущественных отношений Омской области от 31.01.2024, администрацией Оконешниковского муниципального района Омской области от 06.02.2024, отражено, что сооружение внутрипоселковый газопровод протяженностью <данные изъяты> м, расположенное по адресу: ..., с кадастровым номером №, в реестре федерального имущества, в Едином банке данных объектов собственности Омской области, в реестрах муниципальной собственности Оконешниковского муниципального района не значится.
Согласно информации АО «Омскоблгаз» от 26.01.2024, спорный газопровод на эксплуатации не находится.
Суд, с учетом исследованных в ходе судебного заседания доказательств, приходит к выводу о том, что оформление права собственности на бесхозяйный объект недвижимости необходимо для осуществления администрацией Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области установленных федеральными законами полномочий.
В ходе судебного заседания достоверно установлено, что спорный объект недвижимого имущества принят на регистрационный учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области как бесхозяйный 23.11.2022, ранее он на кадастровом учете не состоял, зарегистрированных прав в отношении него не имеется, со дня постановки бесхозяйной вещи на учет истек установленный ст. 225 ГК РФ период, правопритязания со стороны третьих лиц на данный объект недвижимости отсутствуют, фактическое владение указанным имуществом третьими лицами не установлено. На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных администрацией Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области (№) удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области на сооружение – внутрипоселковый газопровод с кадастровым номером № протяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Оконешниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Ю. Батурина
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2024.