УИД 68RS0№-66
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2024 года <адрес>
Кирсановский районный суд <адрес> в составе:
судьи Хорошковой Е.Е.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя заявителя ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Кирсановского муниципального округа <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - нежилое здание с кадастровым номером №, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приняла на учёт объект недвижимого имущества нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Ковыльский сельсовет, как бесхозяйное. В Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учёт как бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №У. В течение года с момента постановки объекта на учёт как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует. Просит признать за муниципальным образованием Кирсановский муниципальный округ <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером № площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Ковыльский сельсовет.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Министерство имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Агрохимальянс» (далее ООО «Агрохимальянс»).
В судебном заседании представитель заявителя администрации Кирсановского муниципального округа <адрес> ФИО7 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить и пояснил, что в настоящее время администрация Ковыльского сельсовета <адрес>, которая выявила данное здание и поставила на учёт, находится в стадии ликвидации, ее правопреемником является администрация Кирсановского муниципального округа <адрес>. В настоящее время в данном здании осуществляет свою деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Агрохимальянс», но никакими правоустанавливающими документами на данное здание и расположенный под ним земельный участок общество не располагает, договор аренды также не заключен. Поскольку по истечении года со дня постановки на учёт данного здания никто своих прав и притязаний не заявил, заявитель обратился в суд с данным требованием.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Агрохимальянс» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица ООО «Агрохимальянс» ФИО2, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суд поступило заявление, в котором он просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ООО «Агрохимальянс», а также сообщает, что ООО «Агрохимальянс» использует указанное в заявлении здание без оформления каких-либо договоров, фактически располагается в нем и не возражает против удовлетворения требований заявителя.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В суд поступил отзыв врио руководителя Управления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит рассмотреть данное дело без участия представителя Управления и сообщает, что в реестре федерального имущества объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером № 1950 года постройки, площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Ковыльский сельсовет, не значится.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес> не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В суд поступил отзыв министра ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит рассмотреть данное дело без участия представителя Министерства и сообщает, что в реестре государственной собственности <адрес> объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером №, 1950 года постройки, площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Ковыльский сельсовет, не числится.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В суд поступило сообщение начальника межмуниципального отдела по Гавриловскому, Кирсановскому и <адрес>м ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит рассмотреть данное дело без участия представителя Министерства и оставляет разрешение вопроса об удовлетворении требований заявителя на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно положениям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановка на учет недвижимого имущества осуществляется в целях последующего признания права муниципальной собственности. По смыслу указанных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а следовательно обязан это сделать.
Судом установлено, что на территории муниципального образования администрации Кирсановского муниципального округа <адрес> имеется объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером №, 1950 года постройки, площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Ковыльский сельсовет, которое ДД.ММ.ГГГГ было принято на учёт как бесхозяйный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-10, 30, 32-33, 36).
Согласно справкам администрации <адрес> №№, 4585 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности <адрес> нежилое здание площадью 79,6 кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № не числится, а земельный участок под данным нежилым зданием не сформирован (л.д. 24, 25, 64).
Сведения в реестре федерального имущества об объекте нежилое здание с кадастровым номером № площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Ковыльский сельсовет, отсутствуют, что подтверждается ответами Межрегионального территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37, 66).
Как следует из ответа Министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре государственной собственности <адрес> не числится нежилое здание с кадастровым номером № площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Ковыльский сельсовет (л.д. 43).
Согласно ответу ТОГБУ «ЦОКСОН» от ДД.ММ.ГГГГ объект нежилое здание площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Ковыльский сельсовет, на учете в архиве отдела не стоит и сведениями об объекте отдел не располагает (л.д. 52).
Администрацией Ковыльского сельсовета <адрес> было выявлено данное нежилое здание, поставлено на учёт как бесхозяйный объект недвижимости и приняты меры по установлению владельца данного бесхозяйного недвижимого имущества, а именно на информационном стенде администрации была размещена информация о проведении мероприятий по установлению владельца недвижимого имущества на нежилое здание площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, д. Тихвинка, <адрес> (л.д. 67-69).
В течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке, права требования не зарегистрированы.
Администрация Ковыльского сельсовета <адрес> находится в стадии ликвидации (л.д. 105-111), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обратилась в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вышеуказанную бесхозяйную вещь, то есть по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт (ДД.ММ.ГГГГ).
На момент рассмотрения дела администрация <адрес> находится в стадии ликвидации (л.д. 112-121).
ДД.ММ.ГГГГ создана администрация Кирсановского муниципального округа <адрес> как юридическое лицо с деятельностью органов местного самоуправления муниципальных округов, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-72).
Исходя из статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О преобразовании всех поселений, входящих в состав <адрес>», принятого <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ, Кирсановский муниципальный округ <адрес> является правопреемником преобразуемых поселений и <адрес> со дня вступления в силу настоящего Закона. Органы местного самоуправления Кирсановского муниципального округа <адрес> в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления преобразуемых поселений и <адрес>, которые на день создания Кирсановского муниципального округа <адрес> осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 32 Устава Кирсановского муниципального округа <адрес>, принятого решением Совета депутатов Кирсановского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 48, администрация округа является исполнительно –распорядительным органом местного самоуправления Кирсановского муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, принят на учет как бесхозяйный в установленном законом порядке, с этого времени истек установленный ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, администрация Кирсановского муниципального округа <адрес> является органом местного самоуправления, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа, в связи с чем, полагает необходимым признать право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации Кирсановского муниципального округа <адрес> удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Кирсановский муниципальный округ <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 79,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Ковыльский сельсовет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Хорошкова Е.Е.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Хорошкова Е.Е.