Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-684/2023 ~ М-334/2023 от 30.03.2023

Гр.дело №2-684/2023

УИД 21RS0006-01-2023-000473-83

Решение

Именем Российской Федерации

13 июня 2023 года                                                                                  г. Канаш                                                                                                 

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Ивановой Т.В.,

с участием прокурора- старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,

представителя ответчика Петровой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнеяндобинская начальная школа-детский сад «Яндобинка» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения, установить тактильные или тактильно-звуковые схемы,

установил:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в Канашский районный суд Чувашской Республики с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнеяндобинская начальная школа-детский сад «Яндобинка» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее по тексту - МБОУ «Верхнеяндобинская НШ-ДС») о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, а также установить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения образовательными учреждения г. Канаш и Канашского района Чувашской Республики законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании, в ходе которой выявлено, что уборная для маломобильных групп населения в здании МБОУ «Верхнеяндобинская НШ-ДС», расположенном по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, дер.Верхняя Яндоба, ул.Школьная, д.2, не обустроена; тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание, отсутствуют.

По результатам выявленных нарушений 16 марта 2023 года прокуратурой внесено представление в адрес директора МБОУ «Верхнеяндобинская НШ-ДС» Канашского муниципального округа об устранении выявленных нарушений и недопущению впредь.

В судебном заседании прокурор - старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеева И.М. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить.

Ответчик - представитель «Верхнеяндобинская НШ-ДС» Канашского муниципального округа Петрова Н.М. исковые требования признала, пояснив, что на сегодняшний день в уборной установлены стационарные и откидные опорные поручни; на наружной стене здания имеется тактильная вывеска режима работы учреждения, а в самом здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание установлена тактильная схема, отображающая информацию о размещении и назначении помещений в здании.

Третье лицо - представитель администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач Российской Федерации как социального государства.

Согласно п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пункт 9 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.

На основании п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с ч. 3 ст. 79 ФЗ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются в том числе обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статье 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.

В соответствии с п.п. «в», п. 20 Приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают в том числе для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Согласно п. 6.3.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Пунктом 6.3.2 данных Правил установлено, что уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной.

В соответствии с п. 6.3.3 указанных Правил, в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по п. 6.3.5.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусматривающего, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который содержит требования, предъявляемые к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в соответствии с которыми в зданиях с массовым пребыванием людей для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в зданиях, которые должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание (п. п. 3.27, 3.29, 6.5.2, 6.5.3, 6.5.9, 6.5.12 Свода правил).

Согласно уставу МБОУ «Верхнеяндобинская НШ-ДС» Канашского муниципального округа учреждение является некоммерческой организацией, (пункт 1.2 Устава).

Учредителем учреждения является муниципальное образование Канашский муниципальный округ Чувашской Республики (пункт 1.3 Устава).

Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности выступать в качестве истца и ответчика в суде ( п.1.6 Устава).

Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п.п. 1.7, 6.1 Устава).

Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проверки установлено, что уборная для маломобильных групп населения в здании МБОУ «Верхнеяндобинская НШ-ДС» Канашского муниципального округа не оборудована поручнями и складными сидениями, тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание, отсутствуют, тем самым ответчиком не созданы условия для беспрепятственного достижения маломобильных групп населения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству в вышеуказанном здании.

В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении - МБОУ «Верхнеяндобинская НШ-ДС» Канашского муниципального округа расположенной по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, дер. Верхняя Яндоба, ул.Школьная, д.2, уборная для маломобильных групп населения не обустроена стационарными и откидными опорными поручнями; тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание, отсутствуют, тем самым ответчиком не созданы условия для беспрепятственного достижения маломобильных групп населения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству в здании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Однако в процессе судебного разбирательства представителем ответчика представлены сведения о добровольном исполнении требований прокурора.

Так, из фотоснимков, представленных представителем ответчика, следует, что в уборной установлены стационарные и откидные опорные поручни; на наружной стене здания имеется тактильная вывеска режима работы учреждения, а в самом здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание установлена тактильная схема, отображающая информацию о размещении и назначении помещений в здании.

В связи с чем решение суда считается исполненным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеяндобинская начальная школа-детский сад «Яндобинка» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2106004150, ОГРН 1022102231843) в здании, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, дер.Верхняя Яндоба, ул.Школьная, д.2, оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней; в вестибюле, с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание установить тактильную схему, отображающую информацию о размещении и назначении помещений в здании.

Указанное решение суда считать исполненным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья         Т.В.Иванова

Мотивированное решение составлено 14 июня 2023 года.

2-684/2023 ~ М-334/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
МБОУ "Верхнеяндобинская НШ-ДС" Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Администрация Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Иванова Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2023Предварительное судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2023Дело оформлено
17.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее