РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 20 февраля 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Князькиной А.С.,
с участием административных истцов – Кутушина А.В., Минина А.И., законного представителя административного истца Шмаковой Е.В. – Шмакова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-586/2019 по административному исковому заявлению Кутушина А.В., Минина А.И., Шмаковой Е.В. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кутушин А.В., Минин А.И., Шмакова Е.В. обратились в Самарский областной суд с административным иском, в котором просят установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 136 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 132 811 рублей по состоянию на 06.06.2011 года, а также обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о вышеуказанном участке.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются долевыми собственниками указанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
В судебном заседании административные истцы Кутушин А.В. и Минин А.И., а также законный представитель административного истца Шмаковой Е.В. – Шмаков В.В., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили восстановить срок на обращение в суд с административным иском.
Представители административных ответчиков: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, заинтересованных лиц: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области», администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в письменном отзыве оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Иные лица, участвующие в деле письменных отзывов и возражений в адрес суда не представили.
В соответствии с положениями ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части установления кадастровой стоимости по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 136 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административные истцы владеют вышеупомянутым объектом на праве общей долевой собственности (Кутушин А.В. и Минин А.В. доли в праве по 1/4, Шмакова Е.В. доля в праве 1/2), что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 г. № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость спорного объекта капитального строительства определена по состоянию на 06.06.2011 года в размере 6 045 753,22 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц, и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивают налоговые платежи в бюджет муниципального образования, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск указанного выше срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого здания внесены в ЕГРН 15.04.2012 года.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права административных истцов, в связи с чем считает причину пропуска ими срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № 43-О/18 от 17.01.2019 г., подготовленный оценщиком ООО «ТРИО».
Указанным отчётом рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 132 811 рублей.
Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности.
Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, выполнение расчётов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого здания равной рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 132 811 рублей, удовлетворив заявленные требования.
Вместе с тем, заявленное административными истцами требование о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости нежилого здания его рыночную стоимость, не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 24.20 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, сведения об изменении кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие судом решения о возложении обязанности по внесению таких изменений не требуется.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 22.01.2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кутушина А.В., Минина А.И., Шмаковой Е.В. в лице законного представителя Щмакова В.В. удовлетворить.
Восстановить административным истцам срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 136 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 132 811 рублей.
Датой подачи административными истцами заявления в суд считать 22.01.2019 года.
В удовлетворении административного иска в остальной части – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Калинникова О.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.02.2019 года.