Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-789/2019 ~ М-421/2019 от 14.03.2019

                 Дело № 2-789/2019

УИД: 61RS0020-01-2019-000624-55

                     РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

    21 мая 2019 года                             г. Новошахтинск

    Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Абрамовой Е.В., с участием: представителя истцов – адвоката Сивцова А.Б., действующего на основании ордера №.. от .., представителя ответчика Сергиенко И.Г., действующей по доверенности №.. от .., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахаровой В.Д., Сахарова О.С. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики РФ,-

                     УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать администрацию города Новошахтинска в срок до конца первого квартала 2020 года заключить с Сахаровой В.Д. и Сахаровым О.С., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и посёлков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.

    В обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что Сахарова В.Д., на основании регистрационного удостоверения №.., выданного Новошахтинским БТИ .. явлется собственником 1/2 доли <адрес> в г.Новошахтинске Ростовской области, в котором проживает совместно со своим сыном, Сахаровым О.С., являющимся инвалидом ... Они включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Несветаевская» непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области. Данный список утвержден 26 октября 2015 года. Они зарегистрированы и постоянно проживают по указанному выше адресу. При обследовании дома выявлены следующие нарушения конструкции здания: с западной стороны в штукатурном слое фундамента вертикальные трещины раскрытием до 3-4 мм. В юго-западном и северо-западном углах от фундамента и далее вверх на высоту до 1,0 - 1,5 метра косые трещины раскрытием от 3-4 до 7-8 мм. Над и под оконными проёмами косые трещины раскрытием до 7-8 мм. Внутри в штукатурном слое внешних стен и перегородок вертикальные трещины раскрытием до 4-5 мм. В углах сопряжения внешних перегородок продольные трещины раскрытием до 5-7 мм, сопряжения стен и потолка раскрытием до 5-7 мм, сопряжения стен и пола трещины раскрытием до 20-30 мм, перекос оконных и дверных блоков.

Таким образом, в соответствии с отчётом Северо-Кавказского представительства ОАО «ВНИМИ» от 12 декабря 2014 года «Об оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> г.Новошахтинск Ростовской области» установлено, что данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты «Несветаевская» ОАО «Ростовуголь».

22 сентября 2015 года в <адрес> по причине неосторожного обращения с огнём посторонних лиц произошел пожар, в результате которого уничтожена кровля дома по всей площади и залиты водой все комнаты квартиры, принадлежащие Сахаровой В.Д. Материальный ущерб от пожара составляет 200000 рублей. Из-за отсутствия денежных средств капитальный ремонт кровли домовладения не проводился, а проведён временный, требующий постоянной поддержки. Истцы неоднократно обращались в Администрацию города Новошахтинска Ростовской области с просьбами о переселении их из опасного ветхого жилья, непригодного для постоянного проживания. Но по различным причинам получали письменные отказы. .. ими за исх. №.. получен ответ за подписью начальника управления жилищной политики Администрации города Новошахтинск М.О.А. о том, что «при наличии на специализированном счете в Администрации города в 2019 году средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого достаточным для реализации прав граждан, включенных в списки граждан, подлежащих переселению, в случае включения Ваших семей в список расчета размера предоставляемых субсидий, может быть рассмотрен вопрос о заключении договора на предоставление социальной выплаты». В устной беседе сотрудники управления жилищной политики рекомендовали обратиться в Новошахтинский районный суд с исковыми требованиями об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

    Истцы Сахарова В.Д., Сахаров О.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно ранее представленным заявлениям, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

    Адвокат Сивцов А.Б., действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования истцов поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска – Сергиенко И.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель 3-го лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву указали, что установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным права органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, то есть администрации <адрес>, по мере выделения денежных средств на указанные цели из федерального бюджета. Просят рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя.

Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в том числе и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил)

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).

Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области, с .. и ...

Сахарова В.Д. является собственником ? доли <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области на основании регистрационного удостоверения №.., выданного Новошахтинским БТИ ..

Как следует из материалов дела, истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ ДАО шахтой «Самбековская» под № ТЭО №... Данный список утвержден протоколом Минэнерго РФ от 26.10.2015.

В судебном заседании установлено, что претензий к пакету документов, представленных истцами для переселения, ответчик не имеет.

В ответ на обращение истцов, администрация г. Новошахтинска сообщила № 89 от 05.02.2019 года, что при наличии на специализированном счете в Администрации города в 2019 году средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого достаточным для реализации прав граждан, включенных в списки граждан, подлежащих переселению, в случае включения их семьи в список расчета размера предоставляемых субсидий, может быть рассмотрен вопрос о заключении договора на предоставление социальной выплаты.

Суд находит позицию ответчика ошибочной, основанной на неверном понимании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Как уже указано судом выше, порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Из толкования указанных норм права усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт.

Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и предоставления социальной льготы.

    Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).

Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.

С учетом изложенного, суд полагает, что действия ответчика, уклоняющегося от заключения с истцами договора о предоставлении социальной выплаты в связи с отсутствием денежных средств нарушают права истцов, и подлежат пресечению, а уточненные требования – удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Новошахтинска в срок до конца первого квартала 2020 года заключить с Сахаровой В.Д. и Сахаровым О.С., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес> г. Новошахтинск Ростовской области, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и посёлков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.

С мотивированным решением суда стороны имеют право ознакомиться, начиная с 24.05.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Новошахтинский районный суд Ростовской области.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Судья: Федченко В.И.

2-789/2019 ~ М-421/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сахарова Вера Демидовна
Сахаров Олег Сергеевич
Ответчики
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Другие
Сивцов Алексей Борисович
Михалева Надежда Сергеевна
Министерство энергетики РФ
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Федченко Виталий Иванович
Дело на странице суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
14.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2019Передача материалов судье
18.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Подготовка дела (собеседование)
01.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2019Судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
25.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2019Дело оформлено
26.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее