судья: Саломатин А.А. гр. дело № 33-12980/2021
(гр. дело № 2-914/2021) 63RS0037-01-2021-001776-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 декабря 2021 года г.о.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Занкиной Е.П.,
судей: Головиной Е.А., Кривицкой О.Г.
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комарова А.А. на решение Самарского районного суда г.Самары от 31.08.2021, которым постановлено:
«Исковые требования Комарова <данные изъяты> к Администрации городского округа Самара в лице Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки о признании распоряжения незаконным и возложении обязанностей оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Головиной Е.А., пояснения истца Комарова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комаров А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара в лице Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки о признании распоряжения незаконным и возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что Комаров А.А. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара и имел право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с положениями Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.2006г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Распоряжением Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки от 11.02.202021г. № 339 истец исключен из списка <данные изъяты>, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9 кв.м на человека.
Истец полагал оспариваемое распоряжение незаконным, в связи с тем, что в настоящее время в его собственности каких-либо жилых помещений не имеется, кроме того, определением Советского районного суда г. Самары от 03.03.2021г. утверждено мировое соглашение между Комаровым А.А. и его ФИО5, в собственность которой передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 42,3 кв.м, то есть жилое помещение, в связи с нахождением в собственности которого, истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, выбыло из его владения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнения просил суд признать незаконным распоряжение Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки от 11.02.202021г. № 339 и обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов истца путем включения истца в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара, а также путем восстановления в очереди на право получения таковой поддержки с порядковым номером, существовавшим на момент исключения истца из очереди.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комаров А.А. обратился с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым полностью удовлетворить исковые требования.
Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, поскольку суд не учел, что Постановление Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 11.12.1984 №530 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области» признано утратившим силу. Тем самым суд применил норму права, не подлежащую применению.
Истец Комаров А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.17 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктами «а» и «б» п.4 ч.2 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", установлено, что действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды;
б) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ. (ч.5 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области")
Из материалов дела следует, что Комаров А.А. <данные изъяты> (л.д.6).
В связи с чем, на основании Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», истец с 07.12.2004 включен в список <данные изъяты>, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с указанной даты.
В соответствии со п.1.11 Решения Думы городского округа Самара от 28.05.2009 N 754 (п. 1.11 введен Решением Думы городского округа Самара от 22.12.2017 N 266) "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", в сфере жилищных отношений Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара: обеспечивает ведение учета (формирование списков) граждан в соответствии с Законом Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан; участвует в осуществлении контроля за использованием жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок предоставления социальных выплат определен Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 77 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и осуществляется органом местного самоуправления по спискам граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Судом установлено, что в 2009 году в городском округе Самара сформирован единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по г.о. Самара, в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Номер Комарова А.А. в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, по состоянию на 01.01.2021 был – 197 (л.д.44-45)
В связи со вступлением 11.07.2006 в силу Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» сформированы списки отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и Законом Самарской области 87-ГД.
Положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Согласно Закону Самарской области 87-ГД обеспечение жильем указанных категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, осуществляется путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).
Статьей 55 ЖК РФ гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно распоряжению первого заместителя главы городского округа Самара от 11.02.2021 №339, Комаров А.А. исключен из списка <данные изъяты>, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара (л.д.7,93-97), на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на обеспечение жилым помещением (в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9 кв.м. на человека).
Доводы апелляционной жалобы о незаконном применении судом Постановления исполнительного Комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 11.12.1984 № 530 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области», в связи с утратой силы документа, не состоятельны, поскольку на момент постановки Комарова А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, указанный нормативный документ являлся действующим, и истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося, исходя из установленного данным постановлением норматива.
Кроме того, ст. 2 Постановления Главы городского округа Самара от 11.11.2008 N 988 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан", установлена учетная норма в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 13 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в квартирах коммунального заселения, для граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: а) инвалидов; б) семей, имеющих детей-инвалидов.
Исходя из юридически значимых обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, суд первой инстанции верно отказал истцу в удовлетворении иска, принимая во внимание, что в период нахождения Комарова А.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, последним приобретались жилые помещения и на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:
с 01.06.2019 по 26.03.2021 жилое помещение, площадью 50,10 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
с 20.01.2017 по 11.03.2021 в общей совместной собственности с ФИО5 жилое помещение, площадью 42,30 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.80).
Таким образом, истец обоснованно исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 11.02.2021г., Комаров А.А. был обеспечен жилой площадью более установленной учетной нормы на человека.
Суд первой инстанции верно отверг доводы истца об отсутствии у него в настоящее время жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином вещном праве, а также переход права собственности на квартиру по адресу: <адрес> собственность его бывшей супруги ФИО5, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения истец был обеспечен жилым помещением сверх нормы предоставления, распоряжение Департамента опеки соответствовало требованиям закона. Позиция истца основана на субъективном восприятии сложившихся правоотношений, Комаров А.А. не оспаривает приобретение в период брачных отношений жилого помещения, которое в силу прямого указания закона является принадлежащим и истцу, что однозначно свидетельствует об изменении приходящейся на гражданина жилой площади. Кроме того, в собственности на момент оспариваемого решения у истца находилось еще одно жилое помещение площадью 50,10 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными по изложенным выше основаниям.
По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств и представленных доказательств, ввиду чего согласно ст. 330 ГПК РФ не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г.Самары от 31.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова А.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>