УИД: 26RS0020-01-2022-000037-23
№12-47/2020
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2022 года с. Кочубеевское
Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Корниенко А.В.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Экба В.З.,
защитника адвоката Ишханова И.О. по ордеру №С248859 от 01.02.2022 года,
лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении – государственного инспектора отдела ИГСН Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Салженикина В.И.,
представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Алексеевой Т.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Экба В.З на постановление по делу об административном правонарушении №270-Ф от 16.12.2021 года заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Бобраковой Е.Д. в отношении Экба В.З по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении №270-Ф от 16.12.2021 года заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Бобраковой Е.Д. Экба В.З. был признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Экба В.З. не согласился с данным постановлением и предъявил в суд жалобу, в которой просит отменить постановление о наложении административного штрафа, поскольку при вынесении постановления нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, считает выводы инспектора основанными на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства, в его действиях отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Просит восстановить срок на подачу жалобы, поскольку копию обжалуемого постановления получил 29.12.2021 года.
В судебном заседании Экба В.З. и его защитник Ишханов И.О. доводы жалобы поддержали и настаивали на ее удовлетворении.
В судебном заседании представители Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Салженикин В.И. и Алексеева Т.А. возражали против доводов, изложенных в жалобе, просили в ее удовлетворении отказать.
Разрешая ходатайство Экба В.З. о восстановлении срока на подачу жалобы, суд приходит к выводу, что данный срок не пропущен. Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно материалов дела копия обжалуемого постановления получена Экба В.З. 28.12.2021 года, жалоба подана 10.01.2022 года, то есть в установленный законом срок.
Суд, выслушав Экба В.З., его защитника Ишханова И.О., представителей Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Салженикина В.И. и Алексееву Т.А., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что жалоба Экба Вячеслава Заудиновича на постановление по делу об административном правонарушении №270-Ф от 16.12.2021 года заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Бобраковой Е.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.5 КоАП РФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решая вопрос о законности обжалуемого постановления, суд руководствуется ст.26.1 и ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым по делу об административных правонарушениях проверяется обоснованность вынесенного постановления и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии с положениями ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является совершение лицом, осуществляющим строительную деятельность, действий по осуществлению строительства (реконструкции) объекта капитального строительства при отсутствии разрешения на строительство только в течение периода, пока осуществляемая с нарушением закона деятельность не будет прекращена или нарушение не будет устранено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Противоправное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, считается оконченным в момент прекращения осуществляемой с нарушением закона деятельности по строительству (реконструкции) объекта - завершения строительных работ по строительству (реконструкции) объекта или в момент получения разрешения на строительство.
Из системного толкования положений части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить, факт строительства (реконструкции) именно объекта капитального строительства.
Из материалов дела следует, что Экба В.З. с 21.06.2014 года является собственником земельного участка площадью 1499 кв.м. с кадастровым номером №. Земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – Для ведения лично подсобного хозяйства. Проведенной Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края 22.09.2021 года (акт проверки №12/12-2021Н от 27.09.2021 года) проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № выполнено строительство одноэтажного здания из металлоконструкций на железобетонном фундаменте, ориентировочными размерами 14х36 м. без разрешения органа местного самоуправления на строительство (реконструкцию) указанного объекта.
Постановлением по делу об административном правонарушении №270-Ф от 16.12.2021 года заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Бобраковой Е.Д. Экба В.З. был признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В качестве доказательств виновности Экба В.З. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края сослалась на акт проверки от 27.09.2021 года.
Вместе с тем указанный выше вывод не находит своего объективного подтверждения в материалах дела об административном правонарушении.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 1 статьи 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Установление принадлежности объекта "Склад" на земельном участке с кадастровым номером N, №, расположенном по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, примерно 270 м. по направлению на север от ориентира пересечение улиц Гагарина и Мира, к объектам капитального строительства требует специальных познаний.
Однако Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в ходе проверки экспертиза не назначалась, вопрос о принадлежности данного объекта недвижимости к объектам капитального строительства не выяснялся. Также в ходе проверки не выяснялось окончено ли строительство спорного объекта недвижимости или нет, степень его готовности и назначение данного объекта.
Кроме того, при вынесении постановления не дана оценка необходимости получения Экба В.З. разрешения на строительства спорного объекта в соответствии с действующим законодательством.
Так в ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» закреплено что - Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков" согласно которого вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома; производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Решением Совета депутатов Кочубеевского муниципального района Ставропольского края третьего созыва от 21.07.2016 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского, согласно их действующей редакции принадлежащий мне земельный участок находится в зоне Ж-1 Зона малоэтажной жилой застройки c возможностью ведения ЛПХ, основным видом разрешённого использования земельных участков зоны Ж-1 является ведение личного подсобного хозяйства и предусматривает размещение жилого дома, указанного в описании вида подсобного разрешенного использования с кодом 2.1 а это производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и хозяйственных построек, размещение вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
На основании ч. 5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
- объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр;
- объекта использования атомной энергии - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
- объекта космической инфраструктуры - Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос";
- гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Согласно п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
- строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
Спорному объекту недвижимости в соответствии с указанными нормами закона при вынесении постановления от 16.12.2021 года заместителем министра – начальником инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края оценка дана не была.
Имеющиеся в материалах проверки Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края доказательства в своей совокупности не могут быть оценены как достаточные для признания Экба В.З. виновным в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При вынесении оспариваемого постановления были допущены существенные недостатки, которые связаны с применением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении №270-Ф от 16.12.2021 года заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Бобраковой Е.Д. в отношении Экба В.З по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.5 КоАП РФ подлежит отмене, в связи с существенными нарушениями норм процессуального права, и в соответствии со ст.30.7 ч.4 КоАП РФ - направлению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть данное дело.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, всесторонне, полно и объективно установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, в том числе с получением новых доказательств, и правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Экба В.З на постановление заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 16.12.2021 года, удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении №270-Ф от 16.12.2021 года заместителя министра – начальника инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Бобраковой Е.Д. в отношении Экба В.З по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 суток.
Судья: А.В. Корниенко