Дело № 2-2452/2023
УИД 76RS0014-01-2023-001535-45
Изготовлено 21.07.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2023 года г. Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, МДОУ «Детский сад №206» о возложении обязанности по выполнению работ,
установил:
Заместитель прокурора Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, МДОУ «Детский сад №206» (с учетом уточненного иска), в котором просил обязать выполнить работы по восстановлению конструкций здания: ремонт фасада, ремонт и организацию водоотводной системы, устранение следов протечек в помещениях 2 этажа здания, в целях обеспечения надлежащего технического состояния здания и исключению угрозы жизни и здоровья несовершеннолетних в срок до 1 сентября 2023 года.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о безопасности пребывания детей в МДОУ «Детский сад №206» установлено следующее. МДОУ «Детский сад № 206» осуществляет деятельность в находящемся в муниципальной собственности здании, расположенном по <адрес>. На протяжении длительного времени на фасаде здания МДОУ «Детский сад № 206» наблюдается разрушение штукатурки, местами - до основания кладки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, мокрые и ржавые пятна, общее загрязнение поверхности, отслоение штукатурки, в том числе непосредственно над входом в здание. Вследствие таянья скопившейся на крыше здания снежной массы и намораживанию ее в водоотводных желобах, воронках и трубах организованный сток воды с крыши нарушается. Вода начинает стекать по карнизным участкам стен (на фасаде здания видны увлажненные участки стен по всей высоте). Многократные циклы замерзания-оттаивания попавшей в конструкции влаги в зимне-весенний и осенне-зимний периоды вызывают разрушение штукатурного слоя и кирпичной кладки наружных стен. Развитие таких повреждений кирпичной кладки может привести к уменьшению толщины стен и, соответственно, их несущей способности, и может создавать риск обрушения вышерасположенных конструкций. Отслоившаяся и потерявшая связь со стеной штукатурка в случае падения создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников детского сада, а также сотрудников и посетителей учреждения. Для обеспечения правильной работы водоотводной системы необходимо регулярное выполнение работ по очистке крыши и элементов водоотводной системы от снега, льда, листьев и т.д., возможно применение систем, препятствующих обледенению, а также ремонт элементов по мере необходимости. В результате вышеуказанных обстоятельств в помещениях второго этажа детского сада имеются протечки. Согласно справке специалиста Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 16.03.2023 в ходе обследования выявлены нарушения пункта 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком). На втором этаже в средней группе на стене 1,5 кв. м, балкон 2 этаж (со стороны входа в помещение) на стене 2 кв. м имеются следы протеканий. Изложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией дошкольного образовательного учреждения возложенных законом обязанностей, в том числе о непринятии мер, направленных на предупреждение возможного причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников. С целью устранения выявленных нарушений закона в адрес мэрии города Ярославля в марте 2023 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по которому проведены работы по установке защитной сетки на части конструкции, подвергшиеся разрушению, однако вышеперечисленные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Денежные средства на проведение ремонтных работ в целях устранения вышеуказанных недостатков в 2023 году не выделялись.
Прокурор Манокин А.О. в судебном заседании исковые требования поддержал. Возражал против увеличения срока исполнения решения суда.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и третьего лица Департамента образования мэрии города Ярославля по доверенности Афанасьева Е.С. возражала против удовлетворения иска в части срока исполнения решения суда, бюджет сформирован на 2023 года. Обрушение фасада произошло в марте 2023 года, денежные средства в бюджете на 2023 года на его восстановление не предусмотрены. Кроме того, требуется провести конкурсные мероприятия. Во время пребывания детей ремонтные работы проводить нельзя. Впоследствии в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена.
Заведующий МДОУ «Детский сад №206» Сироткин Д.А. исковое заявление не оспаривал. Полагал срок заявленный срок решения суда не разумным. Просил увеличить его до 1 сентября 2024 года. Ремонт проведен в местах протечек. Смета готова, но проекта нет, нужное провести торги.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзон по Ярославской области и Прокуратура Ярославской области в ходе совместной проверки соблюдения требований законодательства о безопасности пребывания детей в МДОУ «Детский сад №206» выявлены нарушения п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: на втором этаже в средней группе на стене 1,5 кв. м, балкон 2 этаж (со стороны входа в помещение) на стене 2 кв. м имеются следы протеканий. Также по заключению Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области от 5 октября 2022 года в ходе выездной проверки МДОУ «Детский сад №206» здании, расположенном по <адрес>, при визуальном осмотре установлено: следу обрушения штукатурного слоя и кирпичной кладки под карнизом крыши на внешней стороне фасада по всему периметру здания на стыке примыкания перекрытия к наружной стене, в т.ч. над входом в здание; аварийное состояние подвесных желобов, требуется ремонт кровли.
Согласно служебной записке главного специалиста отдела строительного надзора и рассмотрения обращении – государственного инспектора от 17 марта 2023 года вследствие таянья скопившейся на крыше здания снежной массы и намораживанию ее в водоотводных желобах, воронках и трубах организованный сток воды с крыши нарушается. Вода начинает стекать по карнизным участкам стен (на фасаде здания видны увлажненные участки стен по всей высоте). Многократные циклы замерзания-оттаивания попавшей в конструкции влаги в зимне-весенний и осенне-зимний периоды вызывают разрушение штукатурного слоя и кирпичной кладки наружных стен. Развитие таких повреждений кирпичной кладки может привести к уменьшению толщины стен и, соответственно, их несущей способности, и может создавать риск обрушения вышерасположенных конструкций.
Выявленные дефекты зафиксированы посредством фотофиксации.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются. Доказательства устранения указанных дефектов полностью или частично суду не представлены.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
В силу положений ст. 93, 98 Устава г. Ярославля мэрия города Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.
Полномочия мэрии города:
- по вопросам бюджетной и налоговой политики: устанавливает порядок составления проекта бюджета города; разрабатывает и утверждает бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) города Ярославля на долгосрочный период; осуществляет составление проекта бюджета города, составление отчета об исполнении бюджета города, обеспечивает исполнение бюджета города; осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; устанавливает расходные обязательства города путем принятия муниципальных правовых актов и исполняет расходные обязательства города; и т.д.
- по вопросам социальной политики: организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Ярославской области), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; и т.д.
МБОУ «Детский сад №206» является муниципальной некоммерческой общеобразовательной организацией и финансируется за счет средств бюджета города Ярославля.
Недостаточность бюджетных средств не освобождает ответчиков от принятия необходимых мер для содержания в надлежащем состоянии здание муниципального дошкольного образовательного учреждения.
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя бюджетных средств, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Таким образом, установлено, что безопасные условия детей не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью детей в детском дошкольном учреждении. Указанные нарушения подлежат устранению ответчиками.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что, поскольку финансирование на проведение требуемых прокурором работ в 2023 году не выделено, решение вопроса о выделении финансирования на заявленные цели будет производиться при формировании бюджета на 2024 год, без выделения финансирования исполнение требований прокурора невозможно, должен быть установлен срок исполнения требований прокурора до 1 сентября 2024 года.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ №, ░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 206», ░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░