Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-296/2024 (2-6456/2023;) ~ М-4310/2023 от 13.11.2023

Дело № 2-296/2024

УИД: 18RS0003-01-2023-006390-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года                                                                     г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,

при секретаре Бадановой А.В.,

с участием истца МСА, ее представителя ФИО8,

представителей ответчика ФИО9,

представителя третьего лица ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МСА к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики о признании незаконным служебной проверки, приказа,

установил:

Истец МСА обратилась в суд к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики о признании незаконнымзаключения по проведению служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Требования мотивированы тем, что в период времени с <дата> по <дата> Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов ФИО2 Республики была проведена плановая выездная проверка Бюджетного учреждения культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» (далее - БУК УР «Зоопарк Удмуртии») по проверке финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания с января 2021 по <дата>.

<дата> в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики поступило Представление <номер> по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания в БУК УР «Зоопарк Удмуртии» за период с <дата> по <дата>.

<дата> Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики ФИО3 вынесен приказ <номер>-п о проведении служебной проверки на основании Представления Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов исполнения государственного задания БУК УР «Зоопарк Удмуртии» за период с <дата> по <дата>, в соответствии с которым приказано осуществить проведение служебной проверки по фактам, изложенным в Представлении Министерства финансов ФИО2 Республики.

<дата> вынесено заключение по проведению служебной проверки на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от <дата> <номер>-п «О проведении служебной проверки», в соответствии с которым Комиссия пришла к выводу, что директором БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА не приняты действенные меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в представлении. По итогам проведения служебной проверки комиссией рекомендовано привлечь руководителя БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Приказом от <дата> <номер>-к Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики в отношении истца применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

С заключением по проведению служебной проверки, приказом о применении дисциплинарного взыскания истец не согласна, считает, что они приняты с нарушением Трудового кодекса Российской Федерации, чем нарушают ее права.

Истец просила суд:

Признать незаконным заключение по проведению служебной проверки на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>п «О проведении служебной проверки» от <дата>.

Признать незаконным приказ министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>-к.

Истец МСА, ее представитель ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Считают, что Представление Министерства финансов ФИО2 Республики <номер> от <дата> было исполнено в полном объеме, доказательств ненадлежащего исполнения возложенных на истцадолжностных обязанностей при проведении служебной проверки не установлено.

Представитель ответчика ФИО9, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по обстоятельствам, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении иска отказать. В возражениях на исковое заявление представитель ответчика указала, что письмом Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> в Министерство поступила копия Представления от <дата> <номер> в отношении БУК УР «Зоопарк Удмуртии», вынесенного по результатам плановой выездной проверки. В указанном представлении отражена информация о девяти нарушениях, выявленных в деятельности БУК УР «Зоопарк Удмуртии» в ходе проведения контрольного мероприятия. Министерству поручено взять под контроль устранение выявленных нарушений, рассмотреть вопрос о принятии мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, допустивших нарушения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлен срок для представления информации не позднее <дата>. В рамках поручения Министерства финансов ФИО2 Республики (письмо от 13.07.2023              <номер>) установлено неисполнение БУК УР «Зоопарк Удмуртии» пунктов 1, 2, 5, неполное исполнение пункта 8 Предписания, предпринятые БУК УР «Зоопарк Удмуртии» меры но устранению нарушений, указанных в Предписании, а также причин и условий, способствовавших их возникновению, не могут рассматриваться как полные, достаточные и исчерпывающие. По результатам служебной проверки приказом от <дата> <номер>-к в отношении руководителя БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. С учетом существенного характера нарушений, выявленных Министерством финансов ФИО2 Республики в ходе контрольного мероприятия и отраженных в Предписании, выводов по результатам проведения Министерством служебной проверки к руководителю БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА применено наиболее мягкое из предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации дисциплинарных взысканий. Считает, что заключение по проведению служебной проверки от <дата>, приказ от <дата> <номер>-к «О применении дисциплинарного взыскания» являются законными и обоснованными. Кроме того, пояснила, что приказом и.о. Министра дисциплинарное взыскание с истца снято в связи с давностью имеющих место событий и проведением организационных мероприятий, направленных на устранение нарушений. Однако, это не декларирует тот факт, что все замечания по работе с выявленными нарушениями были устранены полностью. Просила суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства финансов ФИО2 Республики ФИО10 в судебном заседании просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований, полагая, что у ответчика имелись основания для проведения служебной проверки и по ее результатам привлечения руководителя БУК УР «Зоопарк Удмуртии» в дисциплинарной ответственности. Из отзыва на исковые требования третьего лица следует, что <дата> Минфином в отношении УК УР «Зоопарк Удмуртии» вынесено Представление <номер> по результатам плановой проверки за период с <дата> по <дата>. Представлением Министерством финансов ФИО2 Республики предписано:

- в срок не позднее <дата> принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-9 Представления;

- в срок не позднее <дата> устранить нарушение, указанное в пункте 6 Представления.

Согласно отчету об исполнении Представления, направленному в Минфин письмом от <дата> БУК УР «Зоопарк Удмуртии» в установленные Представлением сроки нарушение (п.6) не устранено и меры по устранению причин и условий нарушений частично не выполнены (п.1). По п.1 нарушения БУК УР «Зоопарк Удмуртии» сообщило, что нарушение принято к сведению и учет потребителей государственных услуг будет вестись в соответствии с рекомендациями, которые определит ответчик. Проанализировав, что БУК УР «Зоопарк Удмуртии» меры по устранению нарушения не принимались и нарушение лишь принято к сведению, с целью обеспечения нормативного регулирования учета лиц, получающих услуги в зоопарке на безвозмездной основе, Минфином направлено ответчику, как учредителю БУК УР «Зоопарк Удмуртии» (исх. <дата> <номер>). Таким образом, по состоянию на <дата> БУК УР «Зоопарк Удмуртии» не приняты меры по устранению причин и условий нарушения. По п.6 нарушения БУК УР «Зоопарк Удмуртии» должен был в срок не позднее <дата> устранить нарушение, указанное в пункте 6 Представления. Вместе с тем, БУК УР «Зоопарк Удмуртии» только <дата> направил в адрес ответчика письмо о необходимости учета замечаний Минфина в Положении по оплате труда работников БУК УР «Зоопарк Удмуртии». Постановлением Правительства ФИО2 Республики от <дата> <номер> утверждено Положение об оплате труда работников БУК УР «Зоопарк Удмуртии», введена должность «Ландшафтный архитектор». Таким образом, замечание в установленный срок не устранено. Следовательно, предпринятые БУК УР «Зоопарк Удмуртии» (непосредственно его руководителем) меры по устранению нарушений, указанных в Представлении, а также причины и условия, способствующие их возникновению, не могут рассматриваться как полные, достаточные и исчерпывающие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле по правилам статей 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Из Устава БУК УР «Зоопарк Удмуртии», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>, следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем Учреждения является ФИО2 Республика, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени ФИО2 Республики в соответствии с распоряжением Правительства ФИО2 Республики от <дата> <номер>-р «Об изменении подведомственности Бюджетного учреждения культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» с <дата> осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики (п.п.1.2, 1.3 Устава).

Учреждение обязано в том числе: в своей деятельности руководствоваться целями своей деятельности, установленными Уставом, назначением имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления; при осуществлении деятельности руководствоваться государственным заданием, утвержденным Учредителем Учреждения; осуществлять выполнение государственного задания в пределах субсидий, предусмотренных Учредителю Учреждения в бюджете ФИО2 Республики на финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания; осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, составлять статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством (п.4.2 Устава).

Учреждение возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности Учредителем Учреждения. Руководитель Учреждения действует на основании срочного трудового договора, заключенного с ним Учредителем Учреждения. Руководитель учреждения без доверенности действует от имени Учреждения, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, совершает сделки от его имени, выдает доверенности, утверждает штатное расписание Учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности и регламентирующие деятельность Учреждения внутренние документы, в пределах своей компетенции издает приказы и другие акты, осуществляет права и несет обязанности работодателя для работников Учреждения, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, трудовым договором и Уставом. Руководитель Учреждения несет ответственность перед Правительством ФИО2 Республики, Учредителем Учреждения и Министерством в соответствии с законодательством, Уставом и срочным трудовым договором п.п.7.1, 7.2, 73 Устава).

Приказом Министра культуры Удмурткой Республики <номер> от <дата> МСА принята на работу директором в Бюджетное учреждение культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» (т. 1 л.д.65).

<дата> Министерством культуры ФИО2 Республики и МСА заключен трудовой договор <номер> (т.1 л.д.66-76).

Из пункта 2 следует, что трудовой договор заключается на определенный срок продолжительностью с <дата> по <дата>.

Пунктами 6, 7 трудового договора предусмотрено, что руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.

Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством ФИО2 Республики, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.

Из пункта 9 трудового договора следует, что руководитель обязан, в том числе:

а) соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства ФИО2 Республики, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов учреждения и настоящего трудового договора;

б) обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения;

в) обеспечивать планирование деятельности учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

г) обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управления в установленном порядке;

д) обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения;

н) обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций, в том числе по своевременной и в полном объеме уплате всех установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, а также представление отчетности в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации;

с) обеспечивать своевременное выполнение нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя.

Пунктом 10 трудового договора предусмотрено, что работодатель имеет право осуществлять контроль за деятельностью руководителя и требовать от него добросовестного выполнения должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством ФИО2 Республики и уставом учреждения; привлекать руководителя к дисциплинарной и материальной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пункта 23 трудового договора следует, что руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и трудовым договором.

На основании распоряжения Правительства ФИО2 Республики от <дата> <номер>-р «Об изменении подведомственности бюджетного учреждения ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии», <дата> заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата> <номер> об изменении работодателя на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики с <дата> (т.1 л.д.79-80).

Дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору <номер> от <дата> пункт 2 трудового договора изложен в следующей редакции: «Настоящий трудовой договор заключается на определенный срок продолжительностью с <дата> по <дата>».

ФИО2 Республики от <дата> <номер> ФИО3 назначен министром природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики с <дата> на срок полномочий ФИО2 Республики (т.1 л.д.84).

ФИО2 Республики от <дата> <номер> ФИО3 назначен Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики с <дата> на срок полномочий ФИО2 Республики (т.1 л.д.85).

Из представления Министерства финансов ФИО2 Республики <номер> от <дата> (т.1 л.д. 6-8) следует, что в соответствии с приказами Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> «О проведении плановой выездной проверки в бюджетном учреждении культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии», от <дата> <номер> «О продлении срока проведения плановой выездной проверки вбюджетном учреждении культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» и на основании Плана контрольных мероприятий Министерства финансов ФИО2 Республики на 2023 год, в период с <дата> по <дата> в отношении бюджетного учреждения культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» (далее - Учреждение, Зоопарк) проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания.

Проверенный период: с <дата> по <дата>.

Акт плановой выездной проверки в бюджетном учреждении культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» от <дата>.

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:

1. В нарушение пункта 13 Методических рекомендаций по учету потребителей государственных услуг, работ в сфере культуры, оказываемых учреждениями, подведомственными Министерству культуры ФИО2 Республики, утвержденных приказом Министерства культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер>, учет бесплатных посещений в 2021-2022 годах велся билетными контролерами в Журнале учета льготных посещений ежедневно без применения бланков строгой отчетности (билетов) с проставлением штампа «бесплатно» или «0 руб.». Таким образом, за 2021 год не подтверждено документально посещение Зоопарка льготными посетителями (бесплатно) в количестве 194 017 человек на сумму финансового обеспечения выполнения государственного задания 12 358 882,90 руб., за 2022 год 206 606 человек на сумму финансового обеспечения выполнения государственного задания 24 131 580,80 руб.

2.    В нарушение пункта 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений ФИО2 Республики, утвержденного постановлением Правительства ФИО2 Республики от <дата> <номер>, пункта 3.3.7. Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета ФИО2 Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от <дата> <номер> сведения о фактическом достижении показателей по государственной услуге «Демонстрация коллекций диких и домашних животных, растений» (платная), указанные в Отчете о выполнении государственного задания за 2022 год, являются недостоверными, занижены на 6 950 чел. (числопосетителей: план - 481 887 чел., отчет - 507 630 чел., факт - 514 580 чел.).

3. В нарушение пункта 4.5. Указания Центрального Банка Российской Федерации от <дата> <номер>-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» операции по передаче наличных денег между кассирами билетных касс и заведующей билетными кассами в течение рабочего дня в Книге учета принятых и выданных кассиром Денежных средств (ф.ОЗ 10005) в Учреждении в проверяемом периоде не велись. Учетной политикой БУК УР «Государственный зоологический парк Удмуртии», утвержденной приказом директора Учреждения от <дата> <номер> (далее - Учетная политика) ведение Книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф.ОЗ 10005) не предусмотрено.

4. В нарушение пункта 25 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерскою учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата> <номер>н, пунктов 6, 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академийнаук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата> <номер>н (далее - Инструкция <номер>н), в проверяемом периоде наличные денежные средства, принятые кассирами билетных касс Учреждения за реализованные билеты, предоставленные платные услуги, сдавались заведующей билетными кассами, осуществляющей учет денежных средств в кассе Учреждения, с оформлением неунифицированной формы Отчета по продаже билетов, которая не предусмотрена Перечнем самостоятельно разработанных форм первичных документов Учетной политики (Приложение <номер> к Учетной политике).

5.    В нарушение пункта 3 Инструкции <номер>н, статей 9, 13 Закона Российской Федерации от <дата> № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) выручка, полученная заведующей билетными кассами от кассиров билетных касс в период с <дата> по <дата>, оприходована в кассу Учреждения <дата> (т.е. более чем 3-х рабочих дней) в сумме 62 100,00 руб.

6.    В нарушение Положения об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры ФИО2 Республики, утвержденного постановлением Правительства ФИО2 Республики от <дата> <номер>, в штатных расписаниях Учреждения, действовавших в 2021-2022 годах, утверждена должность «Дизайнер» не предусмотренная данным положением, годовой ФОТ (с учетом страховых взносов) 2021 году составил 176 379,33 руб., в 2022 году (с учетом страховых взносов) 184 563,61 руб.

7.    В нарушение части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ в 2021-2022 годах при проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами перед составлением годовой отчетности в Инвентаризационных описях расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089) при отсутствии актов сверок с контрагентами задолженность отражена как подтвержденная дебиторами и согласованная с кредиторами.

8.    В нарушение пункта 3.8 Устава бюджетного учреждения культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии», утвержденного приказом Министерства культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер>, Учреждением произведена оплата по исковым требованиям в 2021 году в сумме 1 740,00 руб., в 2022 году в сумме 91 852,66 руб., оплата штрафов (пеней) в 2021 году в сумме 4 809,31 руб., в 2022    году в сумме 9 622,07 руб., что свидетельствует о неэффективном использовании средств.

9.    В нарушение пункта 3.8 Устава бюджетного учреждения культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>, в 2023    году на момент проведения проверки на балансе Учреждения числилось 18 единиц неиспользуемого имущества (статус объекта учета - в запасе) общей стоимостью 136 946,40 руб.

Министерство требует в срок не позднее <дата> принять меры но устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 - 9 Представления. В срок не позднее <дата> устранить нарушение, указанное в пункте 6 представления. Информацию о результатах исполнения настоящего Представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Министерство финансов ФИО2 Республики в срок не позднее <дата>.

Министерство финансов ФИО2 Республики <дата> в адрес Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики направило копию Представления, составленного по результатам проверки, проведенной в бюджетном учреждении культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии». Просило взять под контроль устранение выявленных в ходе проверки нарушений, рассмотреть вопрос о принятии мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, допустивших нарушения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Информацию направить в срок не позднее <дата> (т.1 л.д.91).

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики в адрес директора БУК УР «Зоопарк Удмуртии» направлено письмо о необходимости предоставления в их адрес плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия в срок не позднее <дата>; отчета об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия в срок не позднее <дата>, информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение (копию письма, направленного в Министерство финансов ФИО2 Республики) в срок не позднее <дата> (т.1 л.д.94).

Директором БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА <дата> утвержден план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе плановой выездной проверки от <дата> финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания БУК УР «Зоопарк Удмуртии» за период с <дата>-<дата>.

<дата> в адрес Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики БУК УР «Зоопарк Удмуртии» направлен план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе плановой выездной проверки за период с <дата> по <дата> (т.1 л.д.95-98).

<дата> в адрес Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики БУК УР «Зоопарк Удмуртии» направлен отчет об исполнении Представления об устранении нарушений Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> (т.1 л.д.99-104).

<дата> в адрес Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики БУК УР «Зоопарк Удмуртии» направлена копия письма от <дата> <номер> с приложением копий документов, направленного в Министерство финансов ФИО2 Республике на представление от 11.07.2023                     <номер> (т.1 л.д.105-145).

<дата> Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды направлена служебная записка заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> о фактах ненадлежащего исполнения директором БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА представления Министерства финансов ФИО2 Республики по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания БУК УР «Зоопарк Удмуртии». Просила назначить проведение служебной проверки в отношении МСА в целях всестороннего и объективного рассмотрения вопроса исполнения представления. (т.1 л.д.150-156).

Приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики <номер>-п от <дата> на основании Представления Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания в бюджетном учреждении культуры ФИО2 Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» за период с <дата> по <дата>, назначено осуществить проведение служебной проверки по фактам, изложенным в Представлении Министерства финансов ФИО2 Республики. Для проведения служебной проверки создана комиссия (т.1 л.д.8).

В адрес директора БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА направлено письмо от <дата> <номер> о проведении служебной проверки с приложением копии приказа от <дата> <номер>-п «О проведении служебной проверки», с требованием в срок до <дата> представить объяснительную записку по фактам, обозначенным в представлении. (т.1 л.д.146-147).

<дата> МСА в адрес Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики направлены пояснительные записки <номер>, <номер> с приложением документов, подтверждающих факты исполнения предписания (т.1 л.д.157-158-164).

Из заключение по проведению служебной проверки на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>-п «О проведении служебной проверки» (т.1 л.д.9-13, 165-174) следует, что по итогам проведения служебной проверки, рассмотрения Представления и пояснительных записок МСА, комиссией установлено следующее.

1. В нарушение п.13 методических рекомендаций по учету потребителей государственных, услуг, работ в сфере культуры, оказываемых учреждениями подведомственными Министерству Культуры ФИО2 Республики утвержденных приказом Министерства, культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер>, учет бесплатных посещений в 2021 -2022 годах велся билетными контролерами в Журнале учета льготных посещений ежедневно без применения бланков строгой отчетности (билетов) с проставлением штампа «бесплатно» или «0» рублей.

В Плане мероприятий по устранению нарушений были обозначены следующие мероприятия по устранению данного нарушения:

- увеличить штатное расписание БУК УР «Зоопарк Удмуртии» на 2 (Две) бюджетные ставки (контролер-кассир) для работы с льготными категориями граждан (ответственный за исполнение - Минприроды УР);

- напечатать билеты в срок до <дата> (ответственный за исполнение Зоопарк);

- предусмотреть в бюджете ФИО2 Республики на 2024 год компенсацию БУК УР «Зоопарк Удмуртии» за посещение зоопарка многодетными семьями (ответственный за исполнение Минприроды УР).

В Отчете об исполнении представления указано, что п. 13 Методических рекомендаций по учету потребителей государственных.услуг, работ с сфере культуры, оказываемых учреждениями, подведомственными Министерству культуры ФИО2 Республики, утвержденных приказом Министерства культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер>, утратил силу с <дата>. Учет потребителей государственных услуг в рамках выполнения государственного задания ведется, билетными контролерами в Журнале учета льготных посещений ежедневно в соответствии с Приказом Министерства культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер>.

При этом в соответствии с п.2 Приказа Министерства культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер> установлено, что Учреждения, оказывающие государственные услуги на бесплатной основе на собственных площадках, в формах, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляют выдачу населению кассовых чеков со стоимостью льготного посещения «00 рублей 00 копеек» и (или) соответствующих бланков, строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, с пометкой «БЕСПЛАТНО» или «00 рублей 00 копеек».

В соответствии с п. 15, Учреждения, оказывающие государственные услуги на бесплатной основе на собственных площадках в формах, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляют выдачу населении: кассовых чеков со стоимостью льготного посещения «00 рублей 00 копеек» несоответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам с пометкой «БЕСПЛАТНО» или «00 рублей 00 копеек», или производя соответствующие записи в журнале учета льготных посещений.

В соответствии с п. 16, Учреждения, оказывающие государственные услуги на бесплатной основе, в форме, указанной в подпункте 3 пункта 2 настоящее Порядка, оформляют Акт о проведении методического (информационно-консультационного) мероприятия. Акт о проведении методического (информационно-консультационного), мероприятия разрабатываете Учреждениями самостоятельно на основе типовой, формы (приложение 4 настоящему Порядку) и утверждается приказами руководителей Учреждений. Зоопарком не отработан вопрос устранения данного нарушения.

2. В нарушение п. 1 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, п.3 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнена государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) в отношении государственных учреждений ФИО2 Республики, утвержденного постановлением Правительства ФИО2 Республики от <дата> <номер>, п.3.3.7 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета ФИО2 Республики на финансовое выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнениеработ) от <дата> <номер> сведения о фактическом достижений показателей по государственной услуге «Демонстрация коллекции диких и домашних животных, растений» (платна указанные в Отчете о выполнении государственного задания за 2022 год, являются недостоверными, занижены на 6 950 чел. (число посетителей: план - 481 887 чел., отчет - 507 630 чел., факт— 544 580 чел.)

В Плане мероприятий по устранению нарушений были обозначены следующие мероприятия:

- учет платных посещений вести на основании отчетов кассиров по продаже билетов (ответственный за исполнение заведующая билетными кассами Зоопарка ФИО11).

В Отчете об исполнении представления обозначено, что по указанному факту проведена проверка, установлены обстоятельства и причины допущенного нарушения. С заведующей билетными кассами проведена индивидуальная беседа по вопросу учета потребителей государственной услуги «Числопосетителей» на основании Отчетов кассиров по продаже билетов. Показатель объема государственной услуги «Число посетителей» в Отчете о выполнении государственного задания ведется на основании Отчетов кассиров по продаже билетов.

При этом в Отчете об исполнении представления в графе «Реквизиты документа, подтверждающего исполнение» не заполнен номер приказа учреждения о проведении служебной проверки й не представлена информация о привлечении/не привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение, обозначенное в акте проверки.

МСА были представлены пояснительные записки (<номер>, <номер> от <дата>). По п.2 Представления приложена копия объяснительной записки заведующей билетными кассами ФИО11 с пояснениями, что кассир ФИО4 в своем своде Реестра, проданных билетов за май 2022 года и июль 2022 года указала итоговое количество проданных билетов меньше, чем в отчетах кассира. По дням, количество и суммы отражены верно, а по итогу цифра меньше. Данная ошибка произошла по причине: сбоя в программе, при заполнении Реестра. К объяснительной записке: приложена копия приказа о прекращении трудового договора с работником от <дата> <номер>-к об увольнении с <дата> кассира ФИО5. При этом в объяснительной записке значится кассир ФИО4, а в приказе на увольнение ФИО5. Данный факт не позволяет дать оценку принятия мер к усилению трудовой дисциплины в случае увольнении лица, допустившего нарушения. Кроме того, как следует из объяснительной записки, кассир ФИО4 неверно отразила информацию: в своде Реестра проданных билетов за июль 2022 года, при том, что данный сотрудник был уволен <дата>. Данный факт не позволять судить о достоверности данных, представленных в объяснительной записке.

5. В нарушение п.3 Инструкций <номер>н, статьей 9,13 Закона Российской Федерации от <дата> №402-ФЗ, выручка, полученная заведующей билетными кассами от кассиров билетных касс в период с <дата> по <дата>, оприходована в кассу учреждения <дата> в сумме 62 100,00 руб.

В Плане мероприятий по устранению нарушений были обозначены следующие мероприятия:

выручку, полученную от кассиров билетных касс, заведующей билетными кассами, приходовать в кассу учреждения ежедневно (ответственный за исполнение заведующая билетными кассами Зоопарка ФИО11).

В Отчете об исполнении представлений обозначено, что по указанному факту проведена проверка, установлены обстоятельства и причины допущенного нарушения. С заведующей билетными кассами проведена индивидуальная беседа по вопросу своевременности оприходования выручки. Выручка, полученная от кассиров билетных касс, приходуется заведующей билетными кассами в кассу учреждения ежедневно.    В Отчете об исполнении представления в графе «Реквизиты документа, подтверждающего исполнение» не заполнен номер приказа учреждения о проведении служебной проверки и не представлена информация о привлечении/не привлечении; к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение, обозначенное в акте проверки.

К пояснительной записке МСА приложена копия объяснительной записки заведующей билетными кассами ФИО11 с признанием факта нарушения кассовой дисциплины. Представлена копия приказа от <дата> <номер> «Об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки» в п.2 обозначено, что виновным в допущенных нарушениях и недостатках в работе (п.5 Представления) - заведующему билетными кассами ФИО11 сделать устное замечание.

8. В нарушение пункта 3.8 Устава БУК УР «Зоопарк Удмуртии» Учреждением произведена оплата по исковым требованиям в 2021 году в сумме 1 740,00 руб., в 2022 году в сумме 91 852,66 руб., оплата штрафов(пеней) в 2021 году в сумме 4 809,31 руб., в 2022 году в сумме 9 622,07 руб., что свидетельствует о неэффективном использовании средств.

В Плане мероприятии по устранению нарушений указано, что не допускать неэффективного использования средств со сроком исполнения постоянно.

В Отчете об исполнения представления об устранении нарушений - БУК УР «Зоопарк Удмуртии» в полном объеме реализовано право на судебную защиту, что привело к результату с минимальным издержками. Суммы и ско в ь требований был снижен до 91.5 %, данный факт в полном объеме реализуй принцип эффективности использования бюджетных средств.

При этом за несвоевременное представление отчетности отвечает конкретное должностное лицо, к которому не были применены никакие взыскания со стороны учреждения.

В соответствии с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что директором БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА не приняты действенные меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в Представлении.

По итогам проведения служебной проверки Комиссией рекомендовано привлечь руководителя БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики ФИО3 <номер>-к от <дата> за непринятие действенных мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в представлении Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания, к директору БУК УР «Зоопарк Удмуртии» МСА применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (т.1 л.д.14, 177). С данным приказом истец была ознакомлена <дата>.

На основании служебной записки от <дата> <номер> начальника управления правового, кадрового, документационного, информационно-технического обеспечения и работы с обращениями граждан Министерства дисциплинарное взыскание с МСА приказом Министерства от <дата> <номер>-к снято.

Устанавливая основания, условия и порядок применения дисциплинарных взысканий, трудовое законодательство исходит из интересов обеспечения справедливости и законности в действиях работодателя и работника, нарушившего трудовую дисциплину (ст. ст. 192, 193, 194 ТК РФ). При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который также учитывает тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Основные обязанности работника, неисполнение которых может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности, установлены в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации" на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что: совершенное работником нарушение, в действительности имело место и были соблюдены сроки для применения дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 193 ТК РФ.

В Постановлении Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации" в пункте 35 указано, что под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Из приведенных норм ТК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание только в случае совершения работником дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. При этом бремя доказывания совершения работником дисциплинарного проступка, явившегося поводом к привлечению его к дисциплинарной ответственности, лежит на работодателе.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, то есть наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения).

Иное толкование вышеуказанных норм трудового законодательства Российской Федерации, приводило бы к существенному ограничению прав работников, допуская возможные злоупотребления со стороны работодателя при реализации своего исключительного права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности, в том числе, по надуманным основаниям.

Для обеспечения объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и для предотвращения необоснованного применения к работнику дисциплинарного взыскания работодатель обязан представить в суд доказательства, свидетельствующие о том, какие конкретно нарушения трудовых обязанностей были допущены по вине работника, явившиеся поводом к привлечению его к дисциплинарной ответственности.

Юридически значимыми обстоятельствами для установления законности привлечения работника к дисциплинарной ответственности, являются факты законности возложения на работника определенной трудовой (должностной) обязанности, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которой работник привлечен к дисциплинарной ответственности), наличие в действиях (бездействии) работника вины, и соблюдение ответчиком порядка применения дисциплинарного взыскания (статьи 20, 192, 193 ТК РФ).

Кроме того, как разъяснено в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации", обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как следует из оспариваемого приказа <номер>-к от <дата> МСА привлечена к дисциплинарной ответственности за не принятие действенных мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в Представлении Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер> по результатам плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности, достоверности отчетов об исполнении государственного задания.

Согласно общим принципам привлечения к юридической ответственности, каждый гражданин вправе четко знать, в чем он именно обвиняется, совершение каких именно противоправных действий ему вменяется в вину. Четкая формулировка обвинения необходима для реализации гражданином своего конституционного права на судебную защиту, в том числе право дать объяснения по существу проступка.

Разрешая заявленные исковые требования о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания в соответствии с приведенными нормами закона, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания незаконным, исходя из того, что факт совершения истцом проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания принят с нарушением норм ст. 192 ТК РФ, поскольку доказательств, свидетельствующих, что при наложении указанного дисциплинарного взыскания ответчиком учитывались тяжесть проступка, обстоятельства, при которых они были совершены, а также предшествующее поведение работника и ее отношение к труду, оспариваемый приказ не содержат, в то время как статьей 192 ТК РФ четко предусмотрено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Оспариваемый приказ также не содержит указания на конкретные негативные последствия для работодателя, при этом, суд не может исходить лишь из предположения, что указанные обстоятельства могли повлечь или повлекли какие-либо неблагоприятные последствия.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе, нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, нетрудоспособности).

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе, положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Однако, нарушения, которые вменены истцу как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, носят общий характер, не отражающий обязанности истца, в то время как установить, какие конкретно положения трудового договора или иных локальных актов работодателя нарушила истец из оспариваемыхзаключения по служебной проверки, приказа установить невозможно.

Приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики <номер>-п от <дата> назначено осуществить проведение служебной проверки по фактам, изложенным в Представлении Министерства финансов ФИО2 Республики. Вместе с тем, приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики <номер>-к от <дата> МСА привлечена к дисциплинарной ответственности за непринятие действенных мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в Представлении Министерства финансов ФИО2 Республики от <дата> <номер>.

Отсутствие указания в заключении по проведении служебной проверки на положения законодательства либо локальных актов работодателя, возлагающего на истца исполнение определенной обязанности, не позволяет дать оценку действиям (бездействию) истца по обстоятельствам, изложенным в докладной записке, заключении по результатам проверки. Какие «действенные» меры должен был принять истец для исполнения Предписания, ответчик при проведении проверки не указал.

Указанные в заключении по проведении служебной проверки доводы неисполнения МСА требований законодательства по учету потребителей государственных услуг, оказанных на бесплатной основе,судом отклоняются.

Приказом Министерства культуры ФИО2 Республики от <дата> <номер>утвержден Порядок учета потребителей государственных услуг в сфере культуры, оказываемых учреждениями, подведомственными Министерству культуры ФИО2 Республики.

Согласно п. 2 Порядок применяется в работе Учреждениями, оказывающими государственные услуги посредством проведения следующих мероприятий:

1) театрально-зрелищные, культурно-досуговые и развлекательные мероприятия (спектакли и концертные программы, фестивали, представления, иные мероприятия художественно-творческого характера, проводимые собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями);

2) массовые мероприятия;

3) научно-просветительские, информационно-просветительские и музейно-образовательные мероприятия (выставки, экскурсии, лекции, мастер-классы, демонстрация объектов дикой природы в искусственно созданной среде обитания, иные формы публичной демонстрации профессионального искусства и творчества);

4) мероприятия методического и информационно-консультационного характера, в том числе семинары, мастер-классы, лекции и иные аналогичные мероприятия.

РазделомIVустановлен порядок учета потребителей государственных услуг, оказанных на бесплатной основе:

- п. 12 Учреждения, оказывающие государственные услуги на бесплатной основе на собственных площадках, в формах, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляют выдачу населению кассовых чеков со стоимостью льготного посещения "00 рублей 00 копеек" и (или) соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, с пометкой "БЕСПЛАТНО" или "00 рублей 00 копеек".

- п.14Учреждения, оказывающие государственные услуги на бесплатной основе на собственных площадках в формах, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляют выдачу населению кассовых чеков со стоимостью льготного посещения "00 рублей 00 копеек" или соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, с пометкой "БЕСПЛАТНО" или "00 рублей 00 копеек", или производят соответствующие записи в журнале учета льготных посещений.

Форма учета потребителей, имеющих право на бесплатное посещение учреждения культуры, определяется приказами руководителя учреждения культуры.

- п 15 учет потребителей государственных услуг, оказанных на бесплатной основе, за отчетный период должен осуществляться Учреждениями на основе подсчета общего количества кассовых чеков со стоимостью льготного посещения "00 рублей 00 копеек" или реализованных билетов и кинобилетов с пометкой "БЕСПЛАТНО" или "00 рублей 00 копеек" на культурные мероприятия отчетного периода, или на основании журнала учета льготных посещений, а также общего количества потребителей, указанного в паспортах мероприятий, относящихся к отчетному периоду.

- п.16 Учреждения, оказывающие государственные услуги на бесплатной основе, в форме, указанной в подпункте 3 пункта 2 настоящего Порядка, оформляют Акт о проведении методического (информационно-консультационного) мероприятия.

Акт о проведении методического (информационно-консультационного) мероприятия разрабатывается Учреждениями самостоятельно на основе типовой формы (приложение 4 к настоящему Порядку) и утверждается приказами руководителей Учреждений.

В подтверждение надлежащего учета потребителей государственных услуг оказанных на бесплатной основе в БУК УР «Зоопарк Удмуртии» истцом представлены приказ <номер> от <дата> директора об учете представленных льгот и их отражении в отчетности, предусматривающийотражение соответствующих сведений в журнале учета бесплатных (льготных) посещений, а также соответствующий журнал, акт о проведении методического мероприятия.

Кроме того, согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды <номер> от <дата> утвержден Порядок проведения служебных проверок в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики.

Из пояснений представителя ответчика следует, что утверждённый Порядок проведения служебных проверок также распространяется на руководителей подведомственных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики Учреждений.

Вместе с тем, пунктом 1 Порядка предусмотрено, что он регулирует процедуру проведения служебных проверок в целях решения вопроса привлечения к дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего ФИО2 Республики, замещающего должность государственной гражданской службы ФИО2 Республики в Министерстве.

Положений, предусматривающих, что утверждённый Порядок проведения служебных проверок распространяется на руководителей подведомственных Министерству Учреждений, он не содержит. С указанным локальным нормативным актом, истец не ознакомлена.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд признает незаконными заключение от <дата> по проведению служебной проверки на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>п «О проведении служебной проверки» и приказ Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики ФИО3 <номер>-к от <дата> о наложении дисциплинарного взыскания в отношении МСА

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования МСА (паспорт гражданина РФ <номер> <номер>, выдан Отделом УФМС России по ФИО2 Республики в <адрес> <дата>) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики (ОГРН <номер>, ИНН <номер>) о признании незаконным заключения о проведении служебной проверки, приказа, удовлетворить.

Признать незаконным заключение от <дата> по проведению служебной проверки на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>п «О проведении служебной проверки».

Признать незаконным приказ министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 Республики от <дата> <номер>-к «О применении дисциплинарного взыскания».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                 А.Ф. Ахметзянова

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 20 июня 2024 года.

Судья:                             А.Ф. Ахметзянова

2-296/2024 (2-6456/2023;) ~ М-4310/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малышева Светлана Анатольевна
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР
Другие
Министерство финансов Удмуртской Республики
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Ахметзянова Альбина Фаязовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2024Предварительное судебное заседание
01.03.2024Предварительное судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее