Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
15 июня 2022 года <адрес>
Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5, представителя 3-лица – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г. по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Горковское о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации муниципального образования Горковское о признании незаконными распоряжения администрации муниципального образования Горковское от ДД.ММ.ГГГГ №-р ( с учетом внесенных в него изменений распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р) «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>» в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года, возложении на ответчика обязанности в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, установить дату расселения указанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела МУП МО Горковское «Партнер», 3-е лицо ФИО9, представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, представитель некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства <адрес>», в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. Суд с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании заявил отказ от требования об обязании администрации МО Горковское провести страховочные мероприятия и работы по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик свай, бруса обвязки и цокольного перекрытия в многоквартирном <адрес> в <адрес>, ввиду не проживания лиц в указанном доме. Данный отказ занесен в протокол судебного заседания, прокурору разъяснены последствия отказа истца от иска, которые ему понятны. Производство по данному делу в данной части прекращено судом.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные требования в части признания незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р ( с учетом внесенных в него изменений распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р) администрации муниципального образования Горковское «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>» в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года», возложении на ответчика обязанности в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, установить дату расселения указанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ, и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО5, возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала что, спорный дом включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В настоящее время в данном доме никто не проживает, так как единственный собственник ФИО9 ожидает получения выкупной стоимости за жилое помещение, и у нее имеется иное жилье, просила в иске прокурору отказать.
Представитель 3-го лица ФИО3 исковые требования прокурора <адрес> не признал. Суду пояснил, что ответчиком и администрацией района предприняты исчерпывающие меры по включению жилых домов в комплексную программу по расселению жилых домов признанных аварийными и подлежащим сносу. Спорный дом включен в программу, расселение жильцов уже произведено в рамках участия граждан по получению социальных выплат, просил с иске отказать.
Представитель департамента строительства и жилищной политики <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в письменных возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований прокурора, указав, что спорный дом включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2025 году, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в связи с чем, сокращение сроков расселения аварийного дома в судебном порядке без учета возможностей органов местного самоуправления повлечет затруднения исполнения такого решения.
Директор некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства <адрес>» ФИО7 в отзыве на исковое заявление просил вынести решение на усмотрение суда, указал, что фонд не вправе давать оценку оспариваемых нормативных актов органов местного самоуправления, рассмотрения данного иска не затрагивает их права и интересы.
Привлеченная в качестве 3-го лица ФИО9, в письменном заявлении, поступившем в суд, требования прокурора поддержала частично, указав о том, что необходимо установить дату расселения дома до ДД.ММ.ГГГГ, отказав в требовании о проведении страховочных мероприятий, так как в этом нет необходимости, дом является аварийным, и она в нем не проживает.
Суд, выслушав явившихся участников дела, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частями 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской ФИО1 (далее по тексту – ЖК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст.2 ЖК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту – Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного п.42 Положения, – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №-а многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. №). По результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес>, установлено ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приведших до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д.№).
Распоряжением Администрации муниципального образования Горковское от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>», срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ в указанное распоряжение внесены изменения в части срока расселения, срок перенесен до ДД.ММ.ГГГГ.
Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос № Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года сформулировал свою позицию следующим образом: в соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Данным положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.
Из представленной в материалы дела копии заключения специализированной организации ООО «Северспецпроект+» от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№), по результатам обследования основных конструкций жилого дома расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес> усматривается, что помещения, в обследуемом доме, являются непригодными для проживания. Физический износ конструктивных элементов многоквартирного дома составляет 81,9 %. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности ограждающих и несущих конструкций жилого дома к эксплуатации. Жилой дом исчерпал свою несущую способность и находится в аварийном состоянии, не может эксплуатироваться в заданном режиме его функционального назначения не нарушая права и законные интересы граждан, не создавая угрозу их жизни и здоровью.
В силу требований статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом предоставлено заключение специализированной организации о том, что состояние указанного дома, является крайним, техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором может, произойти обрушение, и которое может причинить вред жизни и здоровью людей.
Стороной ответчика в суд представлены доказательства включения данного дома в комплексную программу по расселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2025 году, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П (л.д.84). Жилое помещение – <адрес> данном доме принадлежит собственнику ФИО9, которая выразила согласия на получение выкупной стоимости жилого помещения и в данном доме не проживает.
Указанной выше программой предусмотрен порядок расселения аварийных домов. Включение в данную программу жилых домов, зависел от срока признания их аварийными и подлежащими сносу.
Из сведений, предоставленных в суд, следует, что фактически дом является не жилым, права граждан в данном доме не нарушаются, так как их жизни и здоровью ничего не угрожает. Тот факт, что в данное строение могут войти иные граждане (неопределенный круг лиц, в интересах которых обратился прокурор), что будет угрожать их жизни и здоровью, в рамках данного спора, разрешен быть не может и является основанием для иных обязанностей органов местного самоуправления.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в части признания незаконным распоряжения Администрации муниципального образования Горковское от ДД.ММ.ГГГГ №-р ( с учетом внесенных в него изменений распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р) «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> » в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года, не подлежит удовлетворению, поскольку ответчиком обоснованность переноса указанного срока на более ранний срок, не доказана, данный дом является нежилым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░) «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░