Дело № 12-302/2021
43RS0001-01-2021-000714-13
РЕШЕНИЕ
по рассмотрению жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Киров 30 марта 2021 г.
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Л.А.Тимкина, рассмотрев жалобу ООО «Центр организации капитального ремонта» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Алексеевой А.И. № 13 (43/4-1091-20-ППР/12-30-И/2020-4) от 12.01.2021 о признании ООО «Центр организации капитального ремонта» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Алексеевой А.И. № 13 (43/4-1091-20-ППР/12-30-И/2020-4) от 12.01.2021 ООО «Центр организации капитального ремонта» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
На указанное постановление ООО «Центр организации капитального ремонта» подало жалобу, в которой указало, что размер штрафа считают чрезмерно высоким и не соответствующим целям административного наказания, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ООО «Центр организации капитального ремонта» вину в совершении административного правонарушения полностью признал, просил назначить административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб., ссылаясь на тяжелое финансовое положение предприятия, необходимость выплаты заработной платы работникам и отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения. Также просили суд обратить внимание на то, что в ООО «Центр организации капитального ремонта» имеются только офисные работники, вредные производственные факторы отсутствуют, поэтому считают, что нарушение носит сугубо формальный характер и не представляет угрозы охраняемым общественным отношениям. Какие либо вредные последствия нарушения в данном случае не повлекло и не могло повлечь. В настоящее время специальной организацией проводится специальная оценка рабочих мест. Ранее ООО «Центр организации капитального ремонта» к административной ответственности за аналогичное нарушение не привлекалось. Однако, указанные доводы при вынесении постановления об административном наказании в отношении ООО «Центр организации капитального ремонта» оставлены были без особого внимания.
Просят применить положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере 55 000 руб.
В судебное заседание представитель ООО «Центр организации капитального ремонта» не явился, извещен.
Представитель Гострудинспекции в Кировской области в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело без его участия. Согласно представленному отзыву, считаю постановление законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Заслушав заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 209 ТК РФ определено, что требованиями охраны труда являются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
В силу положений ч. 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ к обязанностям работодателя отнесено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно требованиям п. 2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
В силу п. 2.1.4 Порядка, первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, что согласно Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Центр организации капитального ремонта» включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и является микропредприятием.
ООО «Центр организации капитального ремонта» действует с 2018 года.
Согласно штатному расписанию по состоянию на 31.12.2018 в организации числится 13 штатных единиц.
С 2018 года по настоящее время в должности генерального директора ООО «Центр организации капитального ремонта» значится ФИО3 Учредителем ООО «Центр организации капитального ремонта» (единоличным) также является ФИО3
Ответственным лицом по охране труда в ООО «Центр организации капитального ремонта» на 2018 являлся генеральный директор общества – ФИО3
В 2020 прокуратурой Октябрьского района г. Кирова в отношении ООО «ЦОКР», юридический адрес: <адрес>, проведена проверка по исполнению трудового законодательства.
В ходе проверки прокуратурой Октябрьского района г. Кирова в ООО «ЦОКР» были выявлены нарушения трудового законодательства, ущемляющие права и законные интересы работников.
Нарушения требований охраны труда выражаются в следующем:
В силу п. 2.1.2. Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее «Порядок обучения по охране труда»):
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
В соответствии п. 2.1.3 «Порядка обучения по охране труда» кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы.
Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.
В силу п. 1.4.4. Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»:
Не электротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.
Несоблюдение указанных требований трудового законодательства может повлечь существенное нарушение трудовых прав не только заявителя, но и неограниченного круга лиц, имеющих отношение к выполнению трудовых функций (обязанностей) в ООО «Центр организации капитального ремонта».
В нарушение указанных требований установлено, что 17.02.2020 между ФИО5 и ООО «Центр организации капитального ремонта» заключен трудовой договор №, по которому с 17.02.2020 ФИО5 был принят на работу по трудовому договору на должность главного инженера, на неопределенный срок (л.д. 47-50).
26.02.2020 на основании трудового договора б\н была трудоустроена ФИО6 на должность главного бухгалтера.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по инициативе работника.
Вводный инструктаж в организации проведен был только с ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 С иными работниками вводный инструктаж письменно не подтверждается, сведения в журнале отсутствуют.
Специалистом по охране труда назначен генеральный директор ФИО3 (л.д. 41).
Вместе с тем, проверкой выявлено, что вводный и первичный инструктажи в ООО «Центр организации капитального ремонта» с работниками ФИО6 и ФИО5 не проводились. Первичный инструктаж проведен был только с ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Исходя из вышеизложенного, вводный и первичный инструктажи в ООО «Центр организации капитального ремонта» с работниками ФИО6, ФИО5 не проводились.
Следовательно, указанные работники были допущены к выполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, что послужило основанием для возбуждения административного производства в отношении ООО «Центр организации капитального ремонта».
В связи с этим, 04.12.2020 прокуратурой Октябрьского района г. Кирова дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Центр организации капитального ремонта» по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ было направлено в Государственную инспекцию труда в Кировской области.
<данные изъяты>
На основании установленных обстоятельств и представленных доказательств административным органом сделан правильный вывод о виновности ООО «Центр организации капитального ремонта» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В силу положений ч.1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения Общество не оспаривает и просит применить положения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП и при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение или применить положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за иное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП).
На основании ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст. 3.4 и ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса.
Исходя из обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объекта посягательства, суд не находит оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Вместе с тем имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного наказания.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Санкция с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимание доводы о том, что административное правонарушение юридическим лицом совершенно впервые, ранее к административной ответственности за совершение аналогичных нарушений юридическое лицо не привлекалось, а также принимая во внимание финансовое положение юридического лица, специфику деятельности Общества, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного наказания, поскольку при установленных обстоятельствах назначенное административное наказание в виде административного штрафа не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, полагаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа с применением ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 55 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Алексеевой А.И. № (43/4-1091-20-ППР/12-30-И/2020-4) от 12.01.2021 о признании ООО «Центр организации капитального ремонта» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 руб. - изменить, снизить размер штрафа, назначенного ООО «Центр организации капитального ремонта», со 110 000 руб. до 55 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «Центр организации капитального ремонта» - без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Кирова.
Судья Л.А. Тимкина