УИД 78RS0011-01-2022-002264-85
Дело № 2-2466/2022 19 июля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Юхниной К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой ФИО7 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в единовременной выплате работнику государственной медицинской организации, пострадавшему в результате исполнения трудовых обязанностей, заболевшим короновирусной инфекцией,
у с т а н о в и л:
Дмитриева ФИО8 обратилась в суд с административным иском к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в единовременной выплате работнику государственной медицинской организации, пострадавшему в результате исполнения трудовых обязанностей, заболевшим короновирусной инфекцией.
В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в ......... в должности .......... По дополнительному соглашению от 01.02.2021 года работала в «.........», непосредственно оказывала помощь пациентам, зараженным короновирусной инфекцией. С 17.02.2021 по 04.03.2021 года заболела короновирусной инфекций среднетяжелого течения. Истец считает что с ней произошел страховой случай, указанный в абзаце 2 пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 №84 «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 20212 году». 24.12.2021 года ею был получен Акт комиссии созданной работодателем о непризнапнии ее пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19) на основании требований п.2 указанного постановления по причине отсутствия ПЦР-теста.
Истец обратилась в Комиссию по рассмотрению заявлений медицинских работников о несогласии с решениями комиссий. 03.02.2022 гола она получила отказ. Считая данное решение незаконным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы, в частности на получение страховой выплаты, поскольку в диагностике посредством тест-систем существует неопределенность, полагаться при постановке диагноза и выплаты в зависимость от данных полученных посредством тест-систем неправильно, факт заболевания новой короновирусной инфекцией был установлен, истец просила признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ № Комиссии по рассмотрению заявлений медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга о несогласии с решениями комиссий государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга по непризнанию медицинского работника пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19)в единовременной выплате.
Данное административное исковое заявление было принято судом, определен порядок его рассмотрения в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в виду наличия спора о праве на единовременную выплату.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования был привлечен работодатель истца .........
Истец и ее представитель, допущенный в соответствии с п.7 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Рязанова Т.Ю. в судебное заседание явились, исковые требования подержали, просили удовлетворить, полагали, что Комитет ненадлежащим образом рассмотрел заявление истца.
Представитель ответчика по доверенности Сапегина Т.Ю. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, полагала Комитет не надлежащим ответчиком, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица по доверенности Крюкова Е.В. в судебное заседание явилась, полагала исковые требования необоснованными.
Суд, выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В Рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) от 19 марта 2020 года указано, что 30 января 2020 года генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
11 марта 2020 года распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечению защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72.World Health Organization (1 апреля 2020).
Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)» новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко 11 группе патогенности.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции во всех медицинских и лечебных учреждениях Российской Федерации были приняты меры по обеспечению функционирования медицинских учреждений в режиме, который способен максимально обеспечить потребности населения в оказание своевременной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №84 от 26.02.2021 года «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году» (далее - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 №84) в 2021 году были предусмотрены региональные единовременные выплаты медицинским работникам пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания медицинской помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а не страховые выплаты как указывает истец.
Из материалов дела следует, что Дмитриева ......... ......... В период с 17 февраля по 04 марта 2022 года истец болела новой короновирусной инфекцией (COVID 19).
17.09.2021 года ......... был составлен Акт ретроспективного эпидемиологического расследования случая заболевания новой короновирусной инфекцией у сотрудника клиники инфекционных болезней, в котором был установлен факт заболевания истца новой короновирусной инфекцией.
В соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии по расследованию страховых случаев, указанных в подпункте 6 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» ........., решением комисии был подтвержден случай заражения новой короновирусной инфекцией, случай заболевания и осложнения.
Как пояснил представитель третьего лица, истец получила страховую выплату в соответствии с указанным указом Президента, истцом данный факт не отрицался.
Актом от 24.12.2021 комиссия ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» не признала истца пострадавшим в результате исполнения трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID 19), на основании требований пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 №84 по причине отсутствия у истца заболевания новой короновирусной инфекцией подтвержденной лабораторным методом полимеразной цепной реакции (ПЦР от 18.02.2021 года – отрицательный).
В связи с несогласием с выводом комиссии, 18.01.2022 истец обратилась в Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга с заявлением, в котором выразила несогласие с решением комиссии, ссылаясь на положения Указа Президента РФ от 06.05.2020 №313 в редакции Указа Президента от 30.07.2020 №487, страховой случай может быть подтвержден не только лабораторными методами исследования, но и решением врачебной комиссии принятой на основании результатов компьютерной томографии легких, просила рассмотреть ее заявление. К данному заявлению истец приложила лишь копию выписного эпикриза и копию компьютерной томографии.
Данное заявление было рассмотрено ответчиком в порядке предусмотренном Федеральным законом Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", был дан ответ, разъясняющий положения Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №84 от 26.02.2021 года и отсутствием права на получение единовременной выплаты дополнительных мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 846, дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременных выплат устанавливается лицам, пострадавшим в 2021 году в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), из числа лиц, прошедших вакцинацию от коронавирусной инфекции, или лиц, имеющих противопоказания для прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции.
Как установлено пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84, дополнительная выплата предоставляется однократно в случае заболевания работника коронавирусной инфекцией, причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность.
Из представленных истцом и третьим лицом документов следует, что истец в период с 17.02.2021 по 04.03.2021 года болела, ей был установлен диагноз – короновирусная инфекция среднетяжелого течения. При этом ПЦР-тест от 18.02.2021 года – отрицательный. В связи с чем, истец не отвечает критериям предъявляемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84 на дату заболевания для признания ее пострадавшей и получения единовременной региональной выплаты.
В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 1 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Данная позиция также нашло свое отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 № 529-О-О.
В соответствии с пунктом 10-18 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения относится установление временных и(или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также установление временных особенностей предоставления установленных законами Санкт-Петербурга мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включая временное изменение формы и порядка предоставления указанных мер и социальной помощи, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, установление временных и (или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и порядка указанных мер, является правом Правительства Санкт-Петербурга.
Данное постановление оспорено не было, незаконным полностью либо его отдельные положения признаны не были.
Пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2022 № 116 определено, что дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременных выплат устанавливается лицам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), заболевание которых наступило в 2021 году, в случае в случае заболевания работника коронавирусной инфекцией, причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность. Что позволяет прийти к выводу, что подтверждение заболевания короновирусной инфекцией лабораторным методом исследования (ПЦР) является необходимым условием для получения дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременных выплат.
Правительство Санкт-Петербурга, реализуя свои полномочия в области установления дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета города и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе было определить в вышеназванном. Постановлении круг лиц, которым предоставляются такие меры, в том числе и предусмотреть предоставление их только лицам, прошедшим вакцинацию против коронавирусной инфекции/имеющим противопоказания к ее проведению.
В виду изложенного, ссылку истца на Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2020 №131 суд не может принять во внимание.
При этом Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга не отказывал истцу в единовременной выплате. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 №84 решение о предоставлении единовременной выплаты принимает администрация района по месту жительства истца или Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Порядок рассмотрения заявлений о пересмотре акта о признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) утвержден распоряжением Комитета по здравоохранению от 12.03.2021 № 120-р «О реализации пункта 6 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84».
В соответствии с данным Порядком решение принимается Комиссией и оформляется протоколом, копия которого в случае подтверждения непризнания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и подтверждении акта о непризнании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) направляются заявителю.
Ни истец, ни Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга не представили суду копию протокола заседания Комиссии, в связи с чем суд приходит к выводу, что Комитетом в соответствии с установленным указанным Порядком не принималось, т.е. отсутствует предмет обжалования.
При этом пунктом 7 указанного Порядка, по результатам рассмотрения заявлений Комиссией принимаются следующие решения:
- О подтверждении непризнания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и подтверждении акта о непризнании работника пострадавшим в результате исполнение своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
- О повторном рассмотрении вопроса о признании (непризнании) работник пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой оронавирусной инфекцией (COVID-19), на комиссии медицинской организации.
К полномочиям комиссии не отнесено право принятия решения о признании лица, пострадавшим в результате| исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствии непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (С OVID-19).
Право на получение установленной дополнительной выплаты возникает на основании решение комиссии, специально создаваемой работодателем работника, о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной. инфекцией (COVID-19), которое оформляется актом по установленной форме.
Оценивая обстоятельства данного спора и представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению заявлений медицинских работников не имеется, в виду отсутствия отказа Комиссии, в том числе в назначении единовременной выплате.
По мнению суда, истцом выбран неверный способ защиты права на получение единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2022 №84, для получения данной выплаты необходимо сначала оспорить Акт работодателя о непризнании истца пострадавшей в результате исполнения трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID 19).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Дмитриевой ФИО9 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья
.........
......... |
......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... |
.........
.........
.........