Гр.дело № 2–80/2024 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-001651-14 изготовлено 25 января 2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2024 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при секретаре Зубакиной А.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Апатиты Пучковой А.Ю.,
представителя ответчика ООО «УК «Вершины» Решёткина К.М.,
представителя ОО «УК «Имандра» Шкоруп Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Имандра», ООО «Управляющая компания «Вершины», ООО «Гестия» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Имандра» об устранении нарушений законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации на территории муниципального образования г. Апатиты детских игровых и спортивных площадок.
В ходе проведенной проверки установлено, что под управлением ООО «Управляющая компания «Имандра» на основании договоров управления многоквартирными домами от 16.10.2019, 20.03.2020, 01.01.2020, 01.04.2020, 01.07.2021 находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам <адрес> Указанные многоквартирные дома, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами <адрес> на которых находятся игровые площадки в ненадлежащем техническом состоянии.
Вышеуказанные земельные участки являются в силу закона общей долевой собственностью собственников помещений соответствующих МКД. Заключая соответствующие договоры и получая плату от жителей МКД, ООО «УК Имандра» обязано осуществлять обслуживание вышеперечисленных игровых площадок в соответствии с установленными правовыми и техническими нормами.
В ходе проверки установлено, что у ООО «УК Имандра» отсутствуют документы на оборудование указанных игровых (спортивных) площадок, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и ремонта, график ежедневного визуального осмотра, графики проведения осмотров. Обслуживание игровых (спортивных) площадок не осуществляется, указанные площадки в состав общего имущества МКД не входят. Кроме того, на игровых (спортивных) площадках отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, а также на оборудовании отсутствуют таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ 2.201 и ОК 012 (п. 6.2. ГОСТ Р 52169-2012).
В ходе визуального осмотра детских игровых (спортивных) площадок установлено, что в нарушение ГОСТ 52169-2012 элементы оборудования имеют многочисленные повреждения, способные нанести травмы детям.
Отсутствие эксплуатирующей организации и как следствие ответственных лиц, осуществляющих контроль технического состояния оборудования (форм), установленных на детской площадке, недопустимо. Бездействие управляющей компании в части ненадлежащего содержания общего имущества не отвечает интересам как собственников общего имущества МКД, так и иных лиц, пользующихся детскими площадками.
Просил обязать ООО «УК Имандра» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: провести мероприятия, направленные на включение игровых (спортивных) площадок в состав общего имущества МКД многоквартирных домов; обеспечить наличие паспортов на оборудование игровых (спортивных) площадок; обеспечить контроль технического состояния оборудования игровых (спортивных) площадок путем проведения регулярного визуального осмотра, функционального осмотра и ежегодного осмотра; обеспечить разработку и установку информационных табличек или досок, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации игровых (спортивных) площадок; установить таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ2.201 и ОК 012 (п. 6.2 ГОСТ Р 52169-2012) на оборудовании на видном и доступном месте; устранить повреждения элементов оборудования игрового комплекса.
Протокольным определением от 23 октября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству представителя истца привлечены ООО «УК «Вершины», ООО «УК «Вторая управляющая +», ООО «ОФИЖ», ООО «УК Вектор», ТСЖ «Космонавтов 38», муниципальное образование г. Апатиты в лице Администрации г. Апатиты; в качестве третьего лица МКУ г. Апатиты «УГХ», поскольку в ходе проведения работ по уточнению границ земельных участков, на которых находятся спорные площадки, установлено, что ряд игровых площадок находятся на земельных участках, относящихся к нескольким МКД, управление которыми осуществляют вышеуказанные управляющие компании, а также принимая во внимание, что игровое оборудование в районе <адрес> в <адрес> расположено на участке в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером 51:14:0030704 на землях, свободных от прав третьих лиц.
Определением от 28 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Гестия»; в качестве третьего лица Алексеев Р.В.; из гражданского дела № 2-1464/2023 (№ 2-17/2024) в отдельные производства выделены требования прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства относительно детских площадок, расположенных в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес>
Определением от 18 января 2024 г. производство по делу в части ряда требований прокурора, а также требований, предъявленных к муниципальному образованию г. Апатиты в лице Администрации города Апатиты прекращено в связи с отказом от иска в части.
До рассмотрения дела по существу прокурор неоднократно изменял исковые требования, с учетом последних уточнений, прокурор просит обязать ООО «УК «Имандра», ООО «Гестия», ООО «УК «Вершины» в солидарном порядке в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства на детской игровой площадке, расположенной на земельных участках: с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), в соответствии с требованиями п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать ООО «УК «Имандра», ООО «Гестия», ООО «УК «Вершины» в солидарном порядке в срок до 1 июня 2024 г. устранить нарушения требований законодательства на детской игровой площадке, расположенной на земельных участках: с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>:
- защитить от коррозии элементы оборудования из металла в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012;
- устранить шероховатости поверхности элементов оборудования, способную нанести травму несовершеннолетним, острые края элементов оборудования, восстановить целостность металлической сетки ограждения игровой площадки в соответствии с пунктами 4.3.7, 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ООО «УК «Имандра», ООО «УК «Вершины» возражали против удовлетворения исковых требований, в обоснование возражений привели доводы о том, что решение о включении игрового оборудования детской площадки в состав общего имущества собственниками многоквартирных домов, управление которыми на основании договоров осуществляют управляющие организации, не принималось, соответственно плата за содержание детской площадки не взимается, её обслуживание управляющими организациями не производится. Площадка не является изолированным объектом и предназначена для использования неограниченным кругом лиц. Кроме того, обратив внимание, что спорное имущество ежегодно обслуживалось и ремонтировалось за счет лимитов средств бюджетных ассигнований МКУ г. Апатиты «УГХ». Также указав, что игровое оборудование является бесхозяйным и должно быть принято на баланс Администрации города Апатиты, а принимая во внимание, что границы земельных участков, на котором установлено оборудование, не установлены, считают, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация города Апатиты. Находят, что проверка проведена прокуратурой г. Апатиты с нарушением действующего законодательства. Высказали мнение об отсутствии условий для солидарной ответственности соответчиков. В обоснование своих возражений также сослались на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 ноября 2023 г. по делу № А42-7075/2023 принятое в отношении спорного имущества.
Представитель ООО «Гестия», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, представил в материалы дела письменные возражения относительно исковых требований, в которых в удовлетворении исковых требований просил отказать, приведя аналогичные возражения, высказанные представителями ответчиков ООО «УК «Имандра», ООО «УК «Вершины», дело просил рассмотреть в своё отсутствие.
Представитель третьего лица Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица МКУ г. Апатиты «УГХ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что обязанность по содержанию игровых площадок, расположенных в пределах границ земельного участка конкретного МКД, возложена на управляющие компании. Считает иск подлежащим удовлетворению к ООО «УК «Имандра», ООО «УК «Вершины», ООО «Гестия».
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков ООО «УК «Имандра», ООО «УК «Вершины», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, общей долевой собственностью собственников помещения в многоквартирном доме является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем и безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, вышеуказанными нормами материального права на управляющую организацию прямо возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе игровых и спортивных площадок многоквартирных жилых домов, вне зависимости от собственника и пользователя земельного участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии, установленная ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. "ж" п. 2, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, равным образом относится к детским игровым и спортивным площадкам.
При этом, содержание всех элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
Придомовая территория, которая является частью общего имущества МКД – это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (пп. "е", "ж" п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 указанного Закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).
Однако существуют правила по благоустройству придомовой территории, предусмотренные следующими актами:
- Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290;
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491;
- Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации);
В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
Эксплуатантом детских игровых и спортивных площадок признается общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования (п. 3.5 ГОСТ Р 52301-2013). По смыслу п. 7.4 названного стандарта вся документация на оборудование детской площадки, включая паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров, подлежит постоянному хранению именно у эксплуатанта.
В качестве эксплуатанта выступает владелец, управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом, в общее имущество собственников которого входит и элементом благоустройства которого является соответствующая площадка.
При эксплуатации детских площадок обязательному исполнению подлежат требования ГОСТ Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" и ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".
Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (egrul.nalog.ru) основным видом деятельности ООО «УК «Имандра», ООО ««Гестия», ООО «УК «Вершины» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
ООО «УК «Имандра» осуществляет управление МКД <№> по <адрес> в <адрес> на основании договора управления МКД от 16 мая 2021 г.
МКД <№> по <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>.
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером <№> кадастровый квартал <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <.....> кв.м. поставлен на кадастровый учет 29 июля 2003 г., на указанном земельном участке расположено здание <№>.
ООО «УК «Вершины» осуществляет управление МКД <№> по <адрес> в <адрес> на основании договора управления МКД от 1 июня 2021 г.
МКД <№> по <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>.
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Мурманской области, земельный участок с кадастровым номером <№> кадастровый квартал <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <.....> кв.м. поставлен на кадастровый учет 12 декабря 2005 г., на указанном земельном участке расположено здание <№>.
ООО «Гестия» осуществляет управление МКД <№> по <адрес> в <адрес> на основании договора управления МКД от 5 октября 2020 г.
МКД <№> по <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>.
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по <адрес>, земельный участок с кадастровым номером <№> кадастровый квартал <№> расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1923 кв.м поставлен на кадастровый учет 4 июня 2003 г., на указанном земельном участке расположено здание <№>.
Согласно уточненной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на земельных участках с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес>, находящегося под управлением ООО «УК «Имандра», с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес>, находящегося под управлением ООО «Гестия», с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес>, находящегося под управлением ООО «УК «Вершины», расположены элементы детской игровой площадки: баскетбольные кольца (2 штуки), игровая площадка и ограждение игровой площадки, являющиеся единым неделимым объектом.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы заявленных требований, согласно которым визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры игрового оборудования на вышеуказанных земельных участках МКД <адрес> не проводятся, у управляющих компаний отсутствуют журналы контроля за техническим состоянием оборудования, что не оспаривается представителями ответчиков.
Как следует из имеющегося в материалах дела акта и фототаблицы, составленных старшим помощником прокурора г. Апатиты, в ходе визуального осмотра детской площадки установлено, что спорная детская площадка находится в ненадлежащем техническом состоянии, не отвечающим требованиям к эксплуатации: отсутствует информационная табличка, отсутствует номер телефона для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. Металлическое периметральное ограждение повреждено и частично отсутствует, металлические элементы конструкции и баскетбольных колец имеют следы коррозии, не окрашены.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что игровая площадка, расположенная на земельных участках МКД <адрес> относится к элементам благоустройства многоквартирного дома и в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) входит в состав общего имущества с момента их установки, вне зависимости от отражения их наличия в договоре управления домом.
Перечисленные выше нормативные положения предусматривают прямую обязанность управляющей компании по своевременному выявлению соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия сведений в технической документации на многоквартирный дом, принять все меры к их восстановлению, в порядке, установленном Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416. При этом, материалы дела не содержат сведений о соблюдении представителями управляющих компаний указанного порядка.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм (ч. 1, п. п. 1, 5 и 7 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Судом установлено, что решением Совета депутатов МО город Апатиты от 23.10.2017 N 548 (ред. от 27.12.2022) утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, согласно пункту 1.3 которых под объектом благоустройства территории понимаются территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; под элементами благоустройства понимаются в том числе детские площадки, спортивные площадки, малые архитектурные формы, элементы озеленения и т.д.; под придомовой территорией - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание (сооружение) и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, сформированный в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение); под земельным участком в составе общего имущества многоквартирного дома - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Суд, с учетом содержащихся в Правилах благоустройства территории муниципального образования города Апатиты норм о том, что детские площадки относятся к элементам благоустройства, содержание в надлежащем состоянии которых относится, в том числе, к обязанности управляющей компании, приходит к выводу о том, что игровое оборудование, а именно указанная выше игровая площадка является общедомовым имуществом собственников помещений многоквартирных домов № <адрес>, расположена на придомовой территории данных домов, в связи с чем в силу вышеприведенных норм права ответчики ООО «УК «Имандра», ООО «УК «Вершина», ООО «Гестия» не могут быть освобождены от обязанности устранить обнаруженные на детской игровой площадки нарушения.
Доводы ответчиков о том, что спорное игровое оборудование не включено в состав общего имущества собственников МКД, не освобождают управляющую организацию от обязанности обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории.
Суждения о том, что земельный участок не сформирован под многоквартирным жилым домом суд считает несостоятельными, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме праве владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в которой необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов входящих в состав общего имущества в объеме прав и обязанностей предусмотренных статьями 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом также отклоняются доводы о том, что отсутствие сведений о формировании расположенного под многоквартирным домом земельного участка и его постановки на кадастровый учет, исключает отнесение такого земельного участка к общему имуществу собственников многоквартирного дома, а также обязанность управляющих компаний по содержанию спорной детской площадки, как необоснованные, поскольку факт отсутствия или наличия государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства.
При этом, согласно представленным выпискам из Роскадастра, земельные участки с кадастровым номером <№> на котором расположен МКД <№> по <адрес>, с кадастровым номером <№>, на котором расположен МКД <адрес>, с кадастровым номером <№>, на котором расположен МКД 50 по <адрес>, зарегистрированы, им присвоены кадастровые номера, участки имеют вид разрешенного использования – для жилой застройки; сведения об объекте недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные»; особые отметки – «общая долевая собственность», «доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения», «правообладатели - собственники помещений в многоквартирном доме» «общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме». С заявлением об уточнении границ земельных участков представители управляющих организаций не обращались.
При таких обстоятельствах оснований для признания игрового оборудования бесхозяйным у суда не имеется.
Доводы представителя ответчика о ежегодном обслуживании и ремонте игрового оборудования за счет бюджетных ассигнований, опровергается ответом МКУ г. Апатиты «УГХ», приложением к Постановлению Администрации г. Апатиты от 15 февраля 2016 года № 149, и реестром муниципальной собственности, согласно которым игровая площадка в составе муниципального имущества не числится, в оперативное управление МКУ г. Апатиты «УГХ» не передавалась, её обслуживание в рамках какого-либо муниципального контракта не осуществляется.
Утверждения о наличии в действиях прокурора нарушений законодательства при проведении проверки основаны на неправильном понимании норм права, поскольку на проверку, проводимую в рамках исполнения прокуратурой функции прокурорского надзора, не распространяются процессуальные требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в силу прямого указания на это в подпункте 3 пункта 3 статьи 1 Закона.
Ссылка на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 ноября 2023 г. по делу № А42-7075/2023 несостоятельна по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При разрешении указанного спора прокурор г. Апатиты к участию в деле в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, привлечен не был, что свидетельствует об отсутствии оснований для принятия указанных постановлений именно в порядке ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Более того, выводы об обратном, свидетельствовали бы о неправомерном лишении иных лиц, не принимавших участие в ином производстве, возможности самостоятельного обращения в суд за судебной защитой с правом представления иных доказательств в обоснование правовой позиции с учетом правил, предусмотренных ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании и. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Поскольку спорное игровое оборудование является неделимой вещью, то порождает у ответчиков солидарную обязанность по устранению законодательства.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком, предложенным прокурором - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в части обязания провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования; обеспечить разработку и установку информационных табличек или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), а также с предложенным прокурором сроком – в срок до 1 июня 2024 г. для устранения повреждений игрового оборудования, с учетом климатических условий и объема выявленных дефектов, полагая указанные сроки разумными и достаточными.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера с ответчиков ООО «УК «Имандра», ООО «Гестия», ООО «УК «Вершины» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 100 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Имандра» (ИНН 51180004496), ООО «Управляющая компания «Вершины» (ИНН 5118004841), ООО «Гестия» (ИНН 7811737020) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания «Имандра», ООО «Управляющая компания «Вершины», ООО «Гестия» в солидарном порядке в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства на детской игровой площадке, расположенной на земельных участках с кадастровым номером <№> на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№> на придомовой территории многоквартирного <адрес>:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), в соответствии с требованиями п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать ООО «УК «Имандра», ООО «Гестия», ООО «УК «Вершины» в солидарном порядке в срок до 1 июня 2024 г. устранить нарушения требований законодательства на детской игровой площадке, расположенной на земельных участках с кадастровым номером <№> на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№>, на придомовой территории многоквартирного <адрес>, с кадастровым номером <№> на придомовой территории многоквартирного <адрес>:
- защитить от коррозии элементы оборудования из металла в соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012;
- устранить шероховатости поверхности элементов оборудования, способную нанести травму несовершеннолетним, острые края элементов оборудования, восстановить целостность металлической сетки ограждения игровой площадки в соответствии с пунктами 4.3.7, 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Имандра», ООО «Управляющая компания «Вершины», ООО «Гестия» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей, с каждого.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова