РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-6/2020
11 марта 2020 года город Томск
Томский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Ахтырского А.А.,
при секретаре судебного заседания Сычевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части 00001 о привлечении к полной материальной ответственности бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в этой же воинской части, старшего сержанта запаса Агляндянова Раифа Фаритовича,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части 00001 обратился в суд с исковым заявлением, в котором в порядке привлечения к полной материальной ответственности бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в этой же воинской части, старшего сержанта запаса Агляндянова, просил взыскать с него 193717 рублей 92 копейки в счет возмещения материального ущерба, причиненного войсковой части 00001 в результате недостачи вверенного ответчику военного имущества, путем перечисления этой суммы через Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области» (ФКУ УФО по Новосибирской области).
В обоснование требований истец в исковом заявлении указал, что Агляндянов в период с 7 октября 2014 по 30 июля 2019 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 00001, исполняя в период службы должностные обязанности, получил военное имущество, находящееся в ведении продовольственной службы.
В ходе приема дел и должности начальником штаба – заместителем командира разведывательного артиллерийского дивизиона при проведении проверки наличия материальных средств у Агляндянова выявлена недостача индивидуальных рационов питания (далее - ИРП) в количестве 304 комплекта на сумму 193717 рублей 92 копейки, которые находились у ответчика на основании акта № 24 закладки (обновления) материальных ценностей от 21 мая 2018 года.
По мнению истца, указанная сумма должна быть взыскана с ответчика в порядке привлечения его к полной материальной ответственности, учитывая, что утраченное Агляндяновым имущество было передано ему под отчет для хранения, перевозки, выдачи и других целей.
Истец – командир войсковой части 00001, ответчик Агляндянов и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - УФО по Новосибирской области и войсковая часть 00002, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
При этом командир войсковой части 00001 полковник Солодянкин С.Н., начальник ФКУ УФО по Новосибирской области Рябчич В.М., каждый, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Солодянкин в ходатайстве также указал, что на заявленном иске он настаивает.
Ответчик Агляндянов в адресованной суду телефонограмме № 112 от 4 марта 2020 года ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия и дополнительно указал, что он не признает обращенные к нему исковые требования командира войсковой части 00001.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, явка которых судом не признавалась обязательной.
Исследовав представленные в деле доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривается, что военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон) военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Статьи 5, 6, 7 Закона предусматривают, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен, в том числе, военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба. Командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Часть 1 статьи 8 Закона устанавливает, что вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира воинской части.
В соответствии с пунктом 242 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 года № 333, должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того они обязаны знать состояние, порядок эксплуатации (хранения) и ремонта вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и других материальных ценностей в воинских частях (подразделениях), особенности их боевого применения; определять потребность и знать обеспеченность соединения (воинской части) материальными ценностями по подчиненным службам для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, создания необходимых условий повседневной деятельности и быта военнослужащих; организовывать хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ВВСТ; принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; организовывать ведение учета имущества.
Судом установлено, подтверждается выписками из приказов командира войсковой части 00003 от 20 октября 2014 года № 269 и командира войсковой части 00001 от 29 июля 2019 года № 159, что Агляндянов в период с 7 октября 2014 года по 30 июля 2019 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 00001, исключен из списков личного состава с воинской должности командира отделения – старшего мастера по топливной аппаратуре отделения обеспечения разведывательного дивизиона указанной воинской части.
Из копии акта закладки (обновления) материальных ценностей №24 от 21 мая 2018 года следует, что в указанный день Агляндянов принял в свой подотчет 1430 комплектов ИРП.
Также судом установлено, подтверждается копиями материалов проведенного в войсковой части 00001 административного разбирательства, что при приеме дел и должности начальником штаба - заместителем командира разведывательного артиллерийского дивизиона майором Серегиным в феврале 2019 года выявлена недостача ИРП в количестве 304 комплекта, о чем этим должностным лицом доложено 25 февраля 2019 года рапортом командиру войсковой части 00001, которым, в свою очередь, по данному факту инициировано проведение административного разбирательства, по результатам которого установлена недостача 304 комплектов ИРП общей стоимостью 193717 рублей 92 копейки, находившихся у Агляндянова на основании акта № 24 закладки (обновления) материальных ценностей от 21 мая 2018 года. На основании проведенного разбирательства командиром войсковой части 00001 был издан приказ от 26 апреля 2019 года № 517, в соответствии с которым постановлено привлечь Агляндянова к материальной ответственности на сумму 193717 рублей 92 копейки, указанный материальный ущерб постановлено занести в книгу учета недостач войсковой части 00001.
Из копий отобранного у Агляндянова в ходе этого же разбирательства письменного объяснения и его же рапорта видно, что по существу заданных Агляндянову вопросов он признал факт наличия у него недостачи принятых им в подотчет комплектов ИРП и подтвердил, что их утрата произошла из-за слабого контроля с его стороны за сохранностью этого имущества, при этом он в рапорте по команде просил удержать стоимость этого имущества из его денежного довольствия.
Кроме того, судом установлено, подтверждается представленными истцом доказательствами, что приказом № 910 от 17 мая 2019 года командира войсковой части 00002, в которой войсковая часть 00001 находится на продовольственном обеспечении, приказано провести полную проверку хозяйственной деятельности с инвентаризацией имущества и обязательств по службам воинской части.
В соответствии с копиями инвентаризационной описи (сличительной ведомости) № 000000005019, акта о результатах инвентаризации № 00000233 и ведомости расхождений по результатам инвентаризации от 1 июля 2019 года № 00000038, у Агляндянова также обнаружена недостача ИРП в количестве 304 штук, стоимостью 637 рублей 23 копейки каждый, на общую сумму 193717 рублей 92 копейки.
Ответчиком не представлено суду доказательств в подтверждение его позиции о несогласии с заявленными исковыми требованиями.
Суд находит установленным, что изданию командиром войсковой части 00001 приказа от 26 апреля 2019 года № 517 предшествовало полное и всестороннее разбирательство, в ходе которого были установлены все значимые и подлежащие доказыванию обстоятельства, при этом Агляндянову была представлена возможность дать объяснения и представить возражения в рамках этого разбирательства, а вина последнего в причинении реального ущерба установлена в предусмотренном законом порядке, при отсутствии обстоятельств, исключающих материальную ответственность военнослужащего. Сведений о том, что ко дню рассмотрения судом настоящего дела ответчиком данный ущерб (или какая-то его часть) возмещен, в деле не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что поскольку ответчик принял под отчёт военное имущество и в результате ненадлежащего исполнения им обязанностей военной службы оно было утрачено, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению полностью – на сумму 193717 рублей 92 копейки, которую надлежит взыскать с Агляндянова путем перечисления на счет довольствующего органа – УФО по Новосибирской области.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, возмещение судебных расходов, к числу которых отнесена государственная пошлина, от уплаты которой на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец - государственный орган - был освобожден, производится с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет муниципального района по месту совершения юридически значимых действий.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск командира войсковой части 00001 к Агляндянову Раифу Фаритовичу удовлетворить полностью
Взыскать с Агляндянова Раифа Фаритовича путем перечисления на счет Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Новосибирской области» в счет возмещения материального ущерба, причиненного войсковой части 00001, денежные средства в размере 193717 (сто девяносто три тысячи семьсот семнадцать) рублей 92 (девяносто две) копейки.
Взыскать с Агляндянова Раифа Фаритовича в бюджет муниципального образования город Томск государственную пошлину в сумме 5074 (пять тысяч семьдесят четыре) рубля 36 (тридцать шесть) копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Томский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Ахтырский