Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2023 г. <адрес>
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ахмедханова М.М.
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Загирбекова Магомеда Курбангаджиевича к Администрации Городского <адрес> «<адрес>» о признании уважительной причины несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья, оставлении в списках детей - сирот и детей оставшиеся без попечения родителей, на получение жилого помещения из специализированного фонда, как лицо, которое относилось к категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и оставлении в списках детей - сирот, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения из специализированного фонда,
установил:
Загирбеков М.К. обратился в суд с приведенным выше исковым заявлением.
Иск мотивирован тем, что он Загирбеков М.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 9-летнем возрасте остался сиротой, его родители: ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец ФИО15 ФИО12-Гаджи умер ДД.ММ.ГГГГ года рождения по причине несчастного случая, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета народных депутатов Калмыцкой АССР от ДД.ММ.ГГГГ № над ним и его сестрами были назначены опекуны брат (его отца) с супругой, после опекунство было оформлено на отца сестры, которая проживала в <адрес> Республики Дагестан, у которой он проживал до своего совершеннолетия. Затем уехал в армию, после работал в Калмыкии. Когда возвратился в <адрес> узнал. Что он имеет право на получение жилья от государства как ребенок - сирота, и на тот момент ему было уже 26 лет. При обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Администрацию ГО «<адрес>» о постановке его на учет, он был поставлен в список детей – сирот на получение жилого помещения постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищном вопросе». Его сестры, ФИО5 и ФИО4 в 2018,2019 г. получили жилье по договорам социального найма. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление о том, что включение в список после достижения 23-лет, является неправомерным и возможным исключение из списка детей – сирот и для оставления в списках требуется подтверждение факта включения в список в судебном порядке.
Просит признать уважительным причину несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья и обязать оставить в списках на учете в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца Загирбекова М.К., представителя ответчика Администрации ГО» <адрес>», представителей третьих лиц Министерства финансов Республики Дагестан и министерства образования и науки Республики Дагестан, извещенных о дате, времени и месту судебного заседания надлежащим образом. От истца Загирбекова М.К. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 указанного выше Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Из материалов дела усматривается, согласно свидетельствам о смерти ФИО15 ФИО12 –Гаджи и ФИО2, умерли ДД.ММ.ГГГГ (I- ДУ № и I- ДУ №).
<адрес> Советом народных депутатов Калмыцкой АССР от ДД.ММ.ГГГГ № учреждена опека над несовершеннолетними Загирбековым Магомедом Курбан - Гаджиевичем, ФИО4 – Гаджиевной, ФИО5 – Гаджиевной – Магомедовым ФИО9-Гаджи Загирбековичем и ФИО6.
ДД.ММ.ГГГГ Загирбеков М.К-Г. обратился с заявлением в Администрацию ГО «<адрес>» о постановке на учет для получения жилья в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Загирбеков М.К. принят в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Уведомлениями Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Загирбекову М.К. сообщено, что включение в список после достижения возраста 23-лет является неправомерным. Для оставления в списке требуется подтверждение факта включения в список, указать наличие уважительных причин не обращения в уполномоченный органа до достижения 23-х лет.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 112 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Судом установлено, что Загирбеков М.К. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители Загирбекова М.К. умерли в авиакатастрофе ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждаются свидетельствами о смерти, и он имеет право на включение в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, так как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Вместе с тем, социальный статус Загирбекова М.К. органами опеки и попечительства, а также и опекунами не определялся, в социальные учреждения он не направлялся, в связи с чем право на получение социального жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени им не реализовано.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, являются уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.
Таким образом, при разрешении спора об обеспечении истца жилым помещением подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Материалы настоящего дела доказательств надлежащего выполнения обязанностей по защите прав в тот период, когда он был несовершеннолетним и впоследствии, опекуна и соответствующих учреждений, не содержат. Документов, свидетельствующих о разъяснении кем-либо порядка и условий реализации им жилищных прав, не имеется.
Каких-либо возражений по заявленным требованиям, представителем ответчика не приведено. Доказательств в силу требований ст. 56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Загирбекова М.К.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Загирбекова Магомеда Курбангаджиевича к Администрации Городского <адрес> «<адрес>» о признании уважительной причины несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья, оставлении в списках детей - сирот и детей оставшиеся без попечения родителей, на получение жилого помещения из специализированного фонда, как лицо, которое относилось к категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и оставлении в списках детей - сирот, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения из специализированного фонда, удовлетворить.
Признать уважительной причину несвоевременного обращения Загирбековым Магомедом Курбангаджиевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Калмыцкой АССР, зарегистрированного по адресу: <адрес> (паспорт серии 8203 148945, выдан Избербашским ГОВД Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 052-005), с заявлением о постановке на учет для получения жилья в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию Городского <адрес> «<адрес>» оставить Загирбекова Магомеда Курбангаджиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Калмыцкой АССР, зарегистрированного по адресу: <адрес> (паспорт серии 8203 148945, выдан Избербашским ГОВД Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 052-005) в списках на учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Избербашский городской суд Республики Дагестан.
Судья М.М. Ахмедханов