Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-101/2023 от 26.10.2023

                                                    Дело № 12-101/2023

Р Е Ш Е Н И Е

    г. Елизово Камчатского края                                           05 декабря 2023 года

    Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева С.А., при секретаре судебного заседания Ершовой Л.Е., с участием помощника Елизовского городского прокурора Заикиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Елизовского городского прокурора на постановление административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года о привлечении к административной ответственности Романенко Виталия Игоревича по ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях»,

у с т а н о в и л:

Постановлением административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года Романенко В.И. привлечен к административной ответственности ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях», с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с протестом, в котором просит восстановить срок обжалования вышеуказанного постановления, постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в административную комиссию Николаевского сельского поселения.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока заместитель Елизовского городского прокурора ссылается на то, что копия постановления о привлечении Романенко В.И. к административной ответственности от 27 июля 2023 года поступила в Елизовскую городскую прокуратуру 16 октября 2023 года, в связи с чем прокурор не имел возможности подать протест на вышеуказанное постановление в установленный законом срок.

Заместитель Елизовского городского прокурора полагает обжалуемое постановление незаконным в силу следующего.

Как следует из постановления административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года о привлечении к административной ответственности Романенко Виталия Игоревича по ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях», при назначении наказания Романенко В.И. комиссией учитывался характер совершенного административного правонарушения, данные об имущественном положении, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Вместе с тем, в нарушение ч.2 ст.4.1. КоАП РФ, в материалах дела не отражены сведения, подтверждающие имущественное положение Романенко В.И., а также сведения о наличии либо отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность. Кроме того, в нарушение ст.26.1 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении, а также в иных материалах дела отсутствуют сведения о дате и времени совершения Романенко В.И. правонарушения (выгуле собаки), что не позволяет принять законное и обоснованное решение и однозначно установить событие административного правонарушения.

В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора поддержал протест в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Лицо, привлеченное к административной ответственности – Романенко В.И. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Выслушав помощника Елизовского городского прокурора, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 29.1 Постановления Пленума от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» следует, что согласно положениям ст. 30.3 и 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

В случае если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (абз. 3 п. 29.1 Постановления Пленума от 24 марта 2005 г. № 5).

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 июля 2012 года № 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.

По смыслу приведенных положений, десятидневный срок обжалования постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении следует исчислять со дня вручения копии решения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по не зависящим от заинтересованного лица обстоятельствам; восстановление срока обжалования постановления (решения) является правом, а не обязанностью судьи.

Постановление административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года, которым Романенко В.И. привлечен к административной ответственности ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях», вместе с материалами дела об административном правонарушении поступило в Елизовсую городскую прокуратуру из административной комиссии Николаевского сельского поселения 16 октября 2023 года, что подтверждается штампом о поступлении входящей корреспонденции.

26 октября 2023 года протест заместителя Елизовского городского прокурора на постановление административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года о привлечении к административной ответственности Романенко Виталия Игоревича по ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях» поступил в Елизовский районный суд Камчатского края.

С учетом изложенного, срок на подачу протеста на вышеуказанное постановление заместителем Елизовского городского прокурора не пропущен.

Статьей 10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за нарушение требований, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования в Камчатском крае по вопросам, предусмотренным частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если эти действия (бездействие) не подпадают под действие статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами, земельного законодательства Российской Федерации, жилищного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также иных правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, находящимися во взаимосвязи с вопросами благоустройства территории, - в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (ч.1).

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;

3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;

4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;

5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;

6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;

7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;

8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;

9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;

10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

11) организации стоков ливневых вод;

12) порядка проведения земляных работ;

13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

15) праздничного оформления территории муниципального образования;

16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования (ч.2).

Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (ч.3).

Решением Собрания депутатов Николаевского сельского поселения от 28 декабря 2017 года № 31-нд утверждены Правила благоустройства Николаевского сельского поселения.

Романенко В.И. привлечен к административной ответственности за нарушение п.7.10.2.1. Правил благоустройства Николаевского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Николаевского сельского поселения от 28 декабря 2017 года № 31-нд, согласно которому владельцы домашних животных обязаны предотвращать опасное воздействие своих животных на других животных и людей.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, в связи с чем не исключается прекращение производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Вместе с тем при этом следует учесть, что сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а представляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Пунктом 2 ст.28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, федеральным законодательством определен порядок производства по делам об административных правонарушениях, предопределяющий обязанность установления подлежащих доказыванию обстоятельств, в том числе, место, время, дату совершения правонарушения и иные обстоятельства, указанные в ст.26.1 КоАП РФ.

Постановлением административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года Романенко В.И. привлечен к административной ответственности ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях», с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

Из описательной части вышеуказанного постановления следует, что Романенко В.И. привлечен к ответственности за то, что «Регулярно выгуливает свою собаку, породы немецкая овчарка, без поводка и намордника» (абзац первый описательной части постановления).

Вместе с тем, ни протокол об административном правонарушении, ни иные материалы дела, ни само обжалуемое постановление не содержат сведений о дате и времени совершения Романенко В.И. правонарушения (выгуле собаки), на что указывает прокурор в своем протесте на указанное постановление.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о месте совершения Романенко В.И. вменяемого ему административного правонарушения.

Как следует из мотивировочной части постановления, при назначении наказания административной комиссией учитывался характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, данные об имущественном положении, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Вместе с тем, в нарушение ч.2 ст.4.1. КоАП РФ, не указаны конкретные обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; материалы дела не содержат сведений о наличии либо отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, а также сведений, подтверждающих имущественное положение Романенко В.И.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе разбирательства по данному делу об административном правонарушении административной комиссией не выполнены в полном объеме требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на исход дела и привели к преждевременному выводу, в связи с чем, постановление является незаконным, подлежащим отмене.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом, дело может быть возвращено на новое рассмотрение лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 209 "Об административных правонарушениях", составляет шестьдесят календарных дней со дня совершения административного правонарушения.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Вместе с тем, суд лишен возможности проверить сроки давности привлечения Романенко В.И. к административной ответственности, поскольку материалы вышеуказанного дела об административном правонарушении не содержат сведений о дате совершения Романенко В.И. вменяемого ему административного правонарушения.

При установленных обстоятельствах, постановление административной комиссии Николаевского сельского поселения от 27 июля 2023 года о привлечении к административной ответственности Романенко Виталия Игоревича по ст.10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях» подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в административную комиссию Николаевского сельского поселения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.10 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ № 209 «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░

12-101/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Заместитель прокурора советник юстиции Волосюк А.С.
Ответчики
Романенко Виталий Игоревич
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Почуева Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
26.10.2023Материалы переданы в производство судье
26.10.2023Истребованы материалы
26.10.2023Поступили истребованные материалы
05.12.2023Судебное заседание
05.12.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.12.2023Вступило в законную силу
18.01.2024Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее