УИД 22RS0061-01-2023-000403-69
№ 2-381/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Целинное 08 августа 2023 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Дильмана В.В.,
при секретаре Зубковой М.А.,
с участием помощника прокурора Целинного района Зарва М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края поданного в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание плюс» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание плюс» о возложении обязанности по осуществлению деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов на территории следующих населенных пунктов Целинного района Алтайского края: с. Поповичево, с. Локоть, с. Чесноково, с. Овсянниково, с. Шадрино, с. Верх-Шубинка, с. Рупосово, с. Верх-Яминское в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В обоснование иска указав, что <дата> Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Спецобслуживание плюс» заключено соглашение <номер>-ДО об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края (далее – соглашение).
В соответствии с п. 1.3 соглашения зоной деятельности регионального оператора является, в том числе, Целинный район Алтайского края.
Пунктом 2.3.3 соглашения на регионального оператора возложена обязанность по истечении первого года деятельности обеспечить оказание услуги во всех населенных пунктах зоны деятельности 100% проживающего населения.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от <дата> <номер> утверждена Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, в которую включены населенные пункты Целинного района: с. Поповичево, с. Локоть, с. Чесноково, с. Овсянниково, с. Шадрино, с. Верх-Шубинка, с. Рупосово, с. Верх-Яминское.
В нарушение требований законодательства ООО «Спецобслуживание плюс» до настоящего времени не исполняется обязанность по сбору, вывозу и транспортировке ТКО на территории населенных пунктов Целинного района: с.Поповичи, с. Локоть, с. Чесноково, с. Овсянниково, с. Шадрино, с. Верх-Шубинка, с. Рупосово, с. Верх-Яминское.
Указанные обстоятельства могут повлечь значительное скопление отходов на территории сельских поселений в которых региональным оператором не исполняется обязанность по сбору ТКО, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическую обстановку и нарушает права неопределенного круга лиц - жителей вышеуказанных населенных пунктов на получение коммунальной услуги и способствует появлению несанкционированных свалок на территории района.
В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой района в адрес директора ООО «Спецобслуживание плюс» вносилось представление, выявленные нарушения не устранены. ООО «Спецобслуживание плюс» указано, что услуга по вывозу ТКО не оказывается на территории района в населенных пунктах района, а именно с. Поповичево, с. Локоть, с. Чесноково, с. Овсянниково, с. Шадрино, с. Верх-Шубинка, с. Рупосово, с. Верх-Яминское в связи с неразмещением администрациями муниципального района контейнерных площадок.
Вместе с тем, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования Целинный район Алтайского края, в указанных населенных пунктах места (площадки) накопления ТКО созданы в следующем количестве: с. Верх-Шубинка - 3, с. Овсянниково – 8, с. Локоть – 3, с. Чесноково – 3, с. Поповичи – 7, с. Верх-Яминское – 3, Рупосово - 1, Шадрино – 1.
Однако ООО «Спецобслуживание плюс» до настоящего времени не обеспечило своевременный вывоз твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Целинного района Алтайского края, тем самым не исполнило обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг.
Процессуальный истец – помощник прокурора Целинного района Зарва М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Спецобслуживание плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом <дата>. О причинах неявки в суд не сообщал, об отложении судебного разбирательства не просил. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав процессуального истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что <дата> Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Спецобслуживание плюс» (далее – региональный оператор) заключено соглашение <номер>-ДО об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края (далее – соглашение).
В соответствии с п. 1.3 соглашения зоной деятельности регионального оператора является, в том числе, Целинный район Алтайского края.
Пунктом 2.3.3 соглашения на регионального оператора возложена обязанность по истечении первого года деятельности обеспечить оказание услуги во всех населенных пунктах зоны деятельности 100% проживающего населения. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией Соглашения от <дата> (л.д. 19-29).
Ответчик приступил к исполнению обязанностей Регионального оператора на территории Бийской зоны с <дата>, что подтверждается ответом ООО «Специобслуживание плюс» на представление прокурора от <дата> (л.д. 11-13).
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) является коммунальной услугой.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).Согласно п. 2 Правил № 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пп. «в», «г», «д» п. 3 Правил № 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении <номер>.
Подпунктом «а» п. 31 Правил № 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктами «а», «е» п. 33 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающих установленную продолжительность.
Согласно подпункту «ж» п. 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена в том числе коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом «а» п. 148(22) Правил № 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) по установленному региональным оператором графику.
График вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148 (22) Правил № 354, в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества, и при этом, не нарушая режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения <номер> к Правилам 354.
В нарушение вышеуказанных требований ООО «Спецобслуживание плюс» до настоящего времени не исполняется обязанность по сбору, вывозу и транспортировке ТКО на территории следующих населенных пунктов Целинного района: с. Поповичи, с. Локоть, с. Чесноково, с. Овсянниково, с. Шадрино, с. Верх-Шубинка, с. Рупосово, с. Верх-Яминское, что подтверждается представлением прокурора в адрес ответчика от <дата> (л.д. 7-10), ответом на указанное представление от <дата>, а также актом проверки от <дата>. (л.д. 15-18).
Вопреки доводам ответчика, содержащимся в ответе на представление от <дата> о том, что органами местного самоуправления Целинного района Алтайского края не принято мер к оборудованию и установки контейнерных площадок в вышеуказанных населенных пунктах, не разработан и не утвержден реестр мест накопления ТКО, <дата> постановлением администрации Целинного района Алтайского края утвержден Реестр мест (площадок) временного накопления ТКО, согласно которому в с. Верх-Шубинка - 3, с. Овсянниково – 8, с. Локоть – 3, с. Чесноково – 3, с. Поповичи – 7, с. Верх-Яминское – 3, с. Рупосово - 1, с. Шадрино – 1.
Однако ООО «Спецобслуживание плюс» до настоящего времени не обеспечило своевременный вывоз твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Целинного района Алтайского края, тем самым не исполнило обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, что может повлечь значительное скопление отходов на территории вышеуказанных сельских поселений и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическую обстановку, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей этих населенных пунктов на получение коммунальной услуги и способствует появлению несанкционированных свалок на территории района.
В связи с чем, исковые требования прокурора к ответчику суд признает законными и обоснованными.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░. ░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.01.2021 № 3 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 06.05.2011 № 354.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░