Судья: Коваленко О.П. № 33-9958/2020
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции № 2-626/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Хаировой А.Х.,
судей: Ивановой И.Н., Навроцкой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи: Каримовым Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Рейторовского В.Ф., Рейторовской Н.Ф., Рейторовской О.В., Рейторовского В.В., Кузина А.С.– Скороходова А.В. на решение Самарского районного суда г.Самары от 03 июля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Рейторовского В.Ф., Рейторовской Н.Ф., Рейторовской О.В., Рейторовского В.В., Кузина А.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, командующему 2-й гвардейской Армией об установлении факта, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности – отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Навроцкой Н.А., судебная коллегия, объяснения представителя истцов
УСТАНОВИЛА:
РейторовскийВ.Ф., РейторовскаяН.Ф., РейторовскаяО.В., РейторовскийВ.В., КузинА.С. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, командующему 2-й гвардейской Армией об установлении факта, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности включить в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье. В обоснование требований указали, что Рейторовский В.Ф. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах. Последнее место военной службы войсковая часть 35259. Приказом командующего 2-й гвардейской Армии № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, 31.10.2010 г. исключен из списка личного состава части, на момент увольнения выслуга в Вооруженных Силах составила более 30-ти лет. На момент увольнения истец обращался с рапортами о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако не обеспечен жильем. Просили: установить факт надлежащего обращения в соответствующие органы МО РФ не позднее 28.11.2009 года, установить факт нарушения жилищного права, предусмотренного п. 14 с. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», -признать за истцами право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 15 данного Федерального закона, обязать ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ включить истцов в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со сроком постановки не позднее 28.11.2010 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. При этом указал, что в связи с передачей занимаемой квартиры в муниципальную собственность, истцы будут лишены возможности сдать её в установленном порядке. Минобороны РФ самостоятельно распорядилось жилым помещением, занимаемым истцами, передав его муниципальному образованию, что не может лишать прав на жилье истцов, т.к. данное требование в поданном ими заявлении о снятии статуса служебного жилья истцы не заявляли, как и не заявляли они об отказе в своем праве быть обеспеченными жильем не по месту прохождения военной службы, т.е. в городе Самаре, вопреки доводам суда. О вынужденном характере подачи заявления о снятии статуса служебного жилья свидетельствует также и факт того, что в случае удовлетворения требований Рейторовского В.Ф. по его иску о включении его в Реестр нуждающихся в получении жилья военнослужащих Самарским районным судом города Самары от 30 марта 2017 года, такого заявления не могло быть, т.к. в данном случае такого решения ими бы принято не было. Кроме этого, ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в лице своего представителя, при рассмотрении гражданского дела по иску РейторовскогоВ.Ф. о включении его в реестр требований военнослужащих, нуждающихся в жилье, пояснила суду, что РейторовскийВ.Ф. на учете нуждающихся не состоял и не признавался нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы, чем злоупотребила своими правами введя суд в заблуждение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Скороходов А.В., доводы, изложенные в жалобе поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность оспариваемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Военнослужащие при постановке на учет подают заявление с приложением к нему документов, позволяющих определить возможность не только постановки на учет, но и возможность дальнейшего обеспечения жильем от Минобороны России.
Согласно статьям 15 и 23 Закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Вместе с тем, предоставляя определенной Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации
обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность
военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключение из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Материалами дела установлено, что истец Рейторовский В.Ф. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах. Последнее место военной службы войсковая часть 35259.
Приказом командующего 2-й гвардейской Армией № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, 31.10.2010 г. исключен из списка личного состава части.
На момент увольнения выслуга в Вооруженных Силах в календарном исчислении составила 33 года 02 месяца.
Установлено, что при увольнении истец обеспечен жилым помещением по последнему месту службы. Изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части
Рейторовский В.Ф., его супруга Рейторовская Н.Ф., дочь Рейторовская О.В. и внуки Рейторовский В.В., КузинА.С. проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>
В 2005 году, в период прохождения военной службы Рейторовским В.Ф., данная квартира предоставлена на основании служебного ордера КЭЧ Чернореченского района ПриВО МО РФ военнослужащему – старшему прапорщику Рейторовскому В.Ф. со статусом «служебная».
Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Согласно приказу об увольнении от 20.05.2010 года, Рейторовский В.Ф. изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части. Данное волеизъявление заносится в приказ об увольнении в случае, если он признан нуждающимся в жилом помещении и желает реализовать свое право быть обеспеченным по избранному месту жительства.
Рейторовский В.Ф. 24.08.2015 г. обращался к ответчику с заявлением о восстановлении его и членов его семьи в Едином реестре, в чем 04.09.2015 года отказано.
Решением Самарской районного суда г. Самары от 30.03.2017 года, оставленного без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 13.06.2017 года, в иске Рейторовского В.Ф. о восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт признания Рейторовского В.Ф. нуждающимся в получении жилья.
В рамках настоящего гражданского дела, ссылаясь на наличие протокола жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ и списка нуждающихся в жилой площади в/ч № по состоянию на 13.06.2007 года, в
котором Рейторовский В.Ф. числился состоящим на учете нуждающихся с датой постановки 26.06.2005 года, истцы обратились с иском об установлении факта надлежащего обращения в соответствующие органы МО
РФ не позднее 28.11.2009 года, установлении факта нарушения жилищного права, предусмотренного п. 14 с. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»,признании за истцами права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 15 данного Федерального закона, обязав ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ включить истцов в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со сроком постановки не позднее 28.11.2010 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции верно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Судом верно указано, что лица, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, имеющие общую продолжительность службы 10 лет и более, не обеспеченные жильем на момент увольнения с военной службы, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту службы, и должны обеспечиваться жильем или жилищной субсидией, причем не за счет средств органов местного самоуправления, а за счет средств федерального бюджета (действующая с 2004 г. статья 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с п. 26 Инструкции от 15.02.2000 N 80 учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В настоящее время указанные полномочия возложены на ФГКУ "Центррегионжилье", что ответчиком не оспаривается.
Согласно пунктам 27 - 30 названной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащим должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании
решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствует информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагается карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.
Согласно списку нуждающихся в жилой площади в/ч №, ГлавКЭУ, Чернореченский (Самарская), по состоянию на 13.06.2007 Рейторовский В.Ф. числится состоящим на учете нуждающихся с датой постановки 26.06.2005 год. Данный список, заверенный печатью Чернореченской КЭЧ района, хранился в личном деле военнослужащего Царюк Е.В.
Из журнала протоколов жилищной комиссии в/ч № следует, чтоРейторовский В.Ф. рассматривался на заседании комиссии 28.11.2009 года о подготовке списков военнослужащих, имеющих выслугу лет более 20 лет для постановки в очередь в Чернореченскую КЭЧ района в связи с расформированием управления № бригады материального обеспечения, что подтверждается протоколом № от указанной даты и показаниями в суде свидетеля Тронь Б.В., который являлся членом жилищной комиссии в/ч №
Проанализировав указанные обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Рейторовский В.Ф., имеющий более 30 лет выслуги, уволенный со службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, в установленном порядке признавался нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства, и на момент составления списков на 13.06.2007 года уже состоял в очереди именно в Чернореченской КЭЧ района.
Вместе с тем, суд правомерно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. подпунктом "г" п. 26 Правил из которого следует, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Рейторовский В.Ф. 03.05.2017 года и 04.05.2017 года обратился в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлениями о снятии статуса
«служебный» с занимаемого им по договору служебного найма (ордеру) жилого помещения и передачи в муниципальную собственность с целью оформления его для дальнейшего постоянного проживания, указал, что избирает в качестве постоянного места жительства <адрес>.
На основании поданных заявлений истца приказом заместителя Министра Обороны Российской Федерации от 28.12.2017 №1365, квартира по адресу: <адрес>, исключена из специализированного жилищного фонда, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское управление имущественных отношений» МО РФ, и передана из федеральной собственности в собственность п.г.тРощинский муниципального района Волжский Самарской области.
Решением собрания представителей <адрес> от28.02.2018 утвержден перечень жилого имущества (квартир), передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность <адрес>.
Рейторовский В.Ф., обратившись к ответчику с заявлением, изменил свое первоначальное волеизъявление о получении жилого помещения не по месту дислокации воинской части, избрал в качестве постоянного места жительства п.г.т <адрес>.
Доводы истца о вынужденности изменения своего решения на получение жилья не по месту дислокации войсковой части не подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами.
Право пользования жилым помещением истцы не утратили. Каких- либо действий направленных на прекращение права пользования истцами спорным жилым помещением ответчиком не совершалось, что не оспаривалось представителем истца. Заявление Рейторовским В.Ф. было написано собственноручно, с текстом заявлений он был ознакомлен.
Таким образом, Министерство Обороны РФ исполнило свои обязательства перед истцом по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением.
Поскольку истцы утратили основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства за счет средств Министерства Обороны РФ, то у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Не опровергают правильность решения суда доводы истцов о том, что договор социального найма Рейторовским В.Ф. с администрацией городского поселения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области на данную квартиру не заключен, поскольку указанные доводы не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданско-правового спора.
Данные доводы так же являлись предметом оценки суда первой инстанции, как и довод о возможности сдать спорное жилое помещение Минобороны РФ, им дана надлежащая оценка.
Установлено, что квартира передана в муниципальную собственность для возможности заключения договора социального найма с истцом. Между истцами и муниципалитетом фактически возникли договорные отношения социального найма в силу прямого указания закона (ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ»).
При этом Рейторовский В.Ф. вправе обратиться в органы местного самоуправления по постоянному месту жительства в целях признания нуждающемся в жилом помещении и обеспечения жилым помещением на общих основаниях.
Утверждение представителя истца о том, что Рейторовский В.Ф. не лишен права сдать спорное жилое помещение Министерству Обороны РФ основано на неверном толковании норм права.
Как верно отмечено судом первой инстанции право федеральной собственности на спорную квартиру прекращено, квартира не находится в ведении Минобороы РФ, передана в муниципальную собственность, в связи с чем, при указанных обстоятельствах Минобороны РФ не правомочно принимать в отношении указанной квартиры какие-либо решения, распоряжаться спорной квартирой.
Не может служить основанием к отмене правильного по сути решения, то обстоятельство, что, несмотря на установление судом того факта, что Рейторовский В.Ф. признавался нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства и состоял в очереди именно в Чернореченской КЭЧ район, суд отказал в удовлетворении требования об установлении факта надлежащего обращения в соответствующие органы Министерства обороны РФ о принятии на жилищный учет Рейторовского не позднее 28.11.2009 года, поскольку при установлении факта обеспеченности Рейторовского В.Ф. жилым помещением, надлежащего исполнения Минобороны РФ обязанности по обеспечению жилым помещением Рейторовского ВФ и членов его семьи, признание установленного факта не повлечет каких- либо правовых последствий.
Утверждение в жалобе о том, что суд формально подошел к рассмотрению дела, судебная коллегия считает необоснованным.
Выводы суда первой инстанции мотивированы со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства и нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Доводы жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, дана надлежащая оценка всей совокупности доказательств по делу и оснований для изменения либо отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Самарского районного судаг. Самарыот 03 июля 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя РейторовскогоВ.Ф., РейторовскойН.Ф., РейторовскойО.В., РейторовскогоВ.В., Кузина А.С.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: