Дело № 2-4540/2021
УИД: 33RS0002-01-2021-006292-63
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года <...>
Октябрьский районный суд <...> в составе
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <...> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ПОАТиС» об обязании принять меры по приведению транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура <...> в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратилась в суд с иском к ООО «ПОАТиС», в котором просит обязать ООО «ПОАТиС» принять меры по приведению всех транспортных средств, обслуживающих муниципальный маршрут ###С <...> (марки «### с г.н. ### ###), в соответствие с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно обеспечить наличие:
- специальных подъемных устройств (рамп);
- информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- звуковых, визуальных информационных систем для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города, выявлено, что ООО «ПОАТиС» не исполнены требования законодательства в сфере обеспечения доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов.
Выявленные нарушения явились поводом для обращения в суд с названными требованиями.
В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своих возражений по иску не представил, не просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом требований ст. 233 ГПК РФ с согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <...> в отношении ответчика проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона ### – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из статьи 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Согласно ст. 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляется на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В силу п.6 ст.21.1 Устава перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов:
- посадку в транспортное средство и высадку из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов;
- провоз собак-проводников при наличии специального документа;
- оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Общие технические требования к автобусам для перевозки инвалидов установлены ФИО4 50844-95.
В соответствии с п. 4.4.2.4 ФИО4 50844-95 в случае перевозки инвалидов непосредственно в кресле-коляске, в автобусе должна быть предусмотрена рампа, имеющая боковую отбортовку высотой не менее 5 см, предотвращающую боковое смещение кресла-коляски во время ее движения, а также фиксирующие устройства, позволяющие сохранять неподвижность и устойчивость рампы во время движения инвалида в кресле-коляске. Согласно п. 4.3.5 дверь, используемая для доступа инвалидов в кресле-коляске в автобус, должна иметь соответствующее обозначение (надписи или пиктограммы). Пунктом 4.3.3 установлено, что ширина дверного проема, предназначенного для доступа инвалидов в кресле-коляске в автобус, должна быть не менее 90 см.
Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов также регламентированы ФИО4 51090-2017. В силу п. ДД.ММ.ГГГГ.4 каждое доступное для инвалидов транспортное средство должно быть оборудовано звуковой и визуальной (табло, дисплей и др.) информационными системами для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.3 органы управления (кнопки) должны быть смонтированы на всех вертикальных поручнях на пути следования инвалида от зоны размещения до двери на высоте 1200 мм от пола салона транспортного средства.
Согласно п. 5.1 ФИО4 51671-2020 средства связи и информации общего пользования, доступные для инвалидов, должны обеспечивать возможность связи с сотрудниками объекта для оказания помощи, возможность передачи информации об оказываемых на объекте услугах и/или особенностях их получения.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи установлен приказом Минтранса РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок).
В соответствии с п. 8 Порядка владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг (далее - обследование). По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Установлено, что между Управлением транспорта и связи администрации <...> и ООО «ПОАТиС» заключен контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом ### от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту ###С («Лесной – ТК «Рябинка»).
Согласно п. 3.1.1 вышеуказанного контракта подрядчик обязуется руководствоваться требованиями действующего законодательства и иными нормативными актами, регламентирующими вопросы осуществления пассажирских перевозок.
В ходе комиссионного обследования автобусов, принадлежащих ООО «ПОАТиС», в составе сотрудников прокуратуры Владимирской области, прокуратуры города, ОГИБДД УМВД России по <...>, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области, <...> общественной организации Всероссийского общества инвалидов выявлены нарушения в сфере обеспечения транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов.
Так, транспортные средства, принадлежащие ООО «ПОАТиС», не оборудованы специальными устройствами (рампами), исправными приборами ручного управления подачей сигналов водителю транспортного средства о входе и выходе, а также информацией, выполненной с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Кроме того, при осмотре вышеуказанных автобусов выявлен факт отсутствия звуковых, визуальных информационных системам для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.
Нарушения выявлены при обследовании автобусов марки «<...>» с г.н. ###
Обследованием вышеуказанных транспортных средств установлен факт отсутствия на дверях, предназначенных для доступа инвалидов с креслом-коляской, соответствующих обозначений (надписей, пиктограмм).
Кроме того, кнопки вызова, размещенные в салонах данных автобусов, расположены свыше 1200 мм.
Факты выявленных нарушений зафиксированы в актах проверок, также произведена фотофиксация.
Также в нарушение п. 8 Порядка ООО «ПОАТиС» в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов обследование транспортных средств не проводилось, паспорт доступности не составлялся.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города директору ООО «ПОАТиС» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Анализом ответа от ДД.ММ.ГГГГ ### установлено, что каких-либо конкретных мер по устранению нарушений перевозчиком не принято. В обосновании указано на невозможность ввиду краткосрочности контрактов планирования предпринимательской деятельности, в том числе по оснащению подвижного состава оборудованием для лиц с ограниченными возможностями.
Несоблюдение ответчиком перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Доказательств обратного суду не представлено (ст. 56 ГПК).
Поскольку отсутствие возможности беспрепятственного пользования пассажирами из числа инвалидов, с учетом ограничений их жизнедеятельности, нарушает требования законодательства в области социальной защиты инвалидов, ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокуратуры <...> удовлетворить.
Обязать ООО «ПОАТиС» принять меры по приведению транспортных средств, обслуживающих муниципальный маршрут <...> ###С (марки «<...> с г.н. ### ###), в соответствие с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно обеспечить наличие:
-специальных подъемных устройств (рамп);
-информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля;
-звуковых, визуальных информационных систем для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд <...> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья М.С.Игнатович
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.С.Игнатович