Дело № 2-1930/2023 УИД 53RS0022-01-2023-000116-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2023 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Гуляевой Н.А.,
с участием истца Кольцовой Ю.З., представителя истца Васягиной М.М., представителя ответчика Кондратюк Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кольцовой Ю.З. к ОСФР по Новгородской области об обязании зачесть в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Кольцова Ю.З. обратилась в суд с иском к ОСФР по Новгородской области (далее – Учреждение), указав, что ДД.ММ.ГГГГ через портал «Госуслуги» она обратилась в Учреждение заявлением о назначении пенсии. На ДД.ММ.ГГГГ истцу назначено время приема сотрудника для предоставления документов в отделение ПФ РФ. После проверки документов по телефону истцу сообщили об отказе в назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ Кольцова Ю.З. повторно обратилась в Учреждение с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии отказано в связи с недостаточностью страхового стажа. Кольцова Ю.З. полагает, что отказ Учреждения не основан на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, Кольцова Ю.З. просит обязать Учреждение зачесть в страховой стаж следующие периоды: отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Заготовительной базе Новгородского управления лесного хозяйства Министерства лестного хозяйства РСФСР и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кольцова Ю.З. и ее представитель Васягина М.М. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Кондратюк Т.П. иск не признала, поддержала письменные возражения на иск.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 1.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа, который необходим для приобретения права на данную досрочную пенсию, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на обычную страховую пенсию по старости, что обсулавливается льготным характером данного подвида пении и его целевым предназначением.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Статьей 12 указанного закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положения части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанный в части 1.2 статьи 8 указанного закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, к таковым не относится.
Таким образом, для назначения пенсии Кольцовой Ю.З. на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста, в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для истца.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кольцова Ю.З. через портал «Госуслуги» обратилась в Учреждение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Специалист клиентской службы Учреждения принял в обработку указанное заявление, проанализировал индивидуальный лицевой счет и пришел к выводу о том, что право на пенсию на дату подачи заявления у Кольцовой Ю.З. отсутствует. Специалист созвонился с заявителем и предложил оформить заявление об отзыве ранее поданного заявления о назначении пенсии. Кольцова Ю.З. представила заявление об отзыве заявления о назначении пенсии, которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ Кольцова Ю.З. повторно обратилась в Учреждение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии отказано вследствие отсутствия требуемого страхового стажа (не менее 37 лет). По подсчетам Учреждения, страховой стаж Кольцовой Ю.З. на дату принятия решения составляет 34 года 08 мес. 13 дней.
В страховой стаж Кольцовой Ю.З. ответчиком не зачтены следующие периоды: отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Заготовительной базе Новгородского управления лесного хозяйства Министерства лестного хозяйства РСФСР.
Согласно трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кольцова Ю.З. работала зоотехником подсобных сельских хозяйств Заготовительной базы Новгородского управления лесного хозяйства Министерства лестного хозяйства РСФСР.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ у Кольцовой Ю.З. родилась дочь А.
В силу статьи 165 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней.
Согласно части 1 статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР пособие по беременности и родам выплачивалось в течение всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.
При таком положении отпуск Кольцовой Ю.З. по беременности и родам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
Судом установлено, что документы по личному составу Заготовительной базы на хранение в архив не поступали.
В этом отношении суд отмечает отсутствие вины истца в сложившейся ситуации, при которой хранение необходимых для нее документов не обеспеченно ответственными за то лицами, отсутствие которых не позволяет реализовать право на назначении пенсии по наиболее выгодному варианту.
Кольцова Ю.З. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
Из показаний свидетелей Н., О. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ они работали в Заготовительной базе Новгородского управления лесного хозяйства Министерства лестного хозяйства РСФСР в должности бухгалтера и кассира соответственно. Свидетелям известно, что в связи с рождением у Кольцовой Ю.З. дочери А., она находилась в отпуске по беременности и родам, а далее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Затем Кольцова Ю.З. вышла на работу в Заготовительную базу, где в период с марта ДД.ММ.ГГГГ по октябрь ДД.ММ.ГГГГ работала зоотехником. В дальнейшем Заготовительная база была ликвидирована, документы по личному составу в архив не передавались.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, их показаний не противоречивы, последовательны и согласуются с письменными материалами дела.
Так, согласно записям в трудовых книжках свидетелей Н., О., в спорный период они действительно были трудоустроены в Заготовительной базе Новгородского управления лесного хозяйства Министерства лестного хозяйства РСФСР.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кольцовой Ю.З. усматривается, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значится как период работы истца в Заготовительной базе.
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кольцовой Ю.З. подлежат частичному удовлетворению. При этом следует обязать ответчика зачесть в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды: отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зоотехником в Заготовительной базе Новгородского управления лесного хозяйства Министерства лестного хозяйства РСФСР. Правовых оснований для удовлетворения иска в остальной части не имеется.
Поскольку на дату обращения в Учреждение стаж Кольцовой Ю.З., дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (с учетом указанных выше периодов), составил менее 37 лет, право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 названного Федерального закона, у нее отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5321028857) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1.2 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░; ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: 06 ░░░░░░ 2023 ░░░░.