Судья Гараева Р.Р. дело № 21-1547/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 07 октября 2021 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» Титова А.С. на решение судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 06 июля 2021 года, которым постановление административной комиссии администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара №476 от 28 апреля 2021 года о привлечении ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» к административной ответственности по статье 2.1.15 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.2007 №115-ГД, оставлено без изменения, а жалоба ООО «Региональный ЖКХ-Сервис», - без удовлетворения,
установила:
Постановлением административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара №476 от 28.04.2021, юридическое лицо ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1.15 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением коллегиального органа, директор ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» Титов А.С. обратился в Куйбышевский районный суд г.Самары с жалобой, по результатам рассмотрения которой судьей Куйбышевского районного суда г.Самары 06 июля 2021 вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, директор ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» Титов А.С. ставит вопрос об отмене постановления административной комиссии и решения суда, приводя доводы незаконного и необоснованного привлечения юридического лица к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав председателя Административной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО3, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2.1.15 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" нарушение установленных на период действия особого противопожарного режима дополнительных требований - пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми - актами органов государственной власти Самарской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» к административной ответственности, предусмотренной статьей 2.1.15 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» послужили изложенные в постановлении административной комиссии выводы о том, что 27.04.2021 в 10 часов 05 минут, ООО «Региональный ЖКХ-Сервис», являясь специализированной организацией уполномоченной собственниками помещений в многоквартирном доме на осуществление и организацию работ по содержанию многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, в период времени с 10 часов 15 минут 07.04.2021 по 11 часов 45 минут 08.04.2021, допустило складирование веток (порубочных остатков) на прилегающей у указанному дому территории, что является нарушением пункта 2 Постановления Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара» №126 от 07.04.2021 «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара в весенне-летний пожароопасный период 2021 года», что является нарушением статьи 2.1.15 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Принимая такое решение, коллегиальный орган и суд первой инстанции исходили, в числе иного из того, что работы по благоустройству и содержанию прилегающей территории к жилому дому осуществляет специализированная организация уполномоченной собственниками помещений в многоквартирном доме на осуществление и организацию работ по содержанию многоквартирного дома.
Рассматривая жалобу на постановление административной комиссии, судья районного суда указал, что факт совершения административного правонарушения ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, осуществлено складирование веток в районе <адрес>.
Вместе с тем с выводом судов первой инстанции о законности вынесенного в отношении общества постановления согласиться нельзя.
Под прилегающей территорией в силу статьи 2 Закона Самарской области от 13 июня 2018 года 48-ГД "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным этим Законом.
Пунктом 1 статьи 4 Правил благоустройства предусмотрено, что в целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории либо путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом. В этом случае приложением к соглашению будет являться карта-схема границ прилегающей территории.
Согласно пункту 5 Правил благоустройства работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими правилами, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи, газопроводов и других инженерных сетей, и коммуникаций, осуществляют собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве.
Под придомовой территорией согласно пункту 52 статьи 2 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов округа Самара утв. Решением городской Думы г.о. Самара от 8 августа 2019 года N 444 придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома.
Придомовая территория включает в себя территорию под жилым домом, внутриквартальные проезды и тротуары, озелененные территории ограниченного пользования, площадки для игр и спорта и другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома.
Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (пункт 7).
В данном случае постановлением административной комиссии общество привлечено к административной ответственности за складирование веток на территории, прилегающей к жилому дому в период действия особого противопожарного режима.
Директор ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» Титов А.С. в жалобе указывает административным органом и судом первой инстанции не установлен факт, кем было допущено складирование веток деревьев, входит ли уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, которой является прилегающая территория.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы Общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был, не установлено входит ли в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, территория, указанная административным органом как прилегающая. Кроме того, не выяснен вопрос о лице, обязанном исполнять требования по выполнению дополнительных требований пожарной безопасности на прилегающей территории в период действия особого противопожарного режима.
Кроме того, при рассмотрении дела судом оставлено без внимания следующее.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 и ч. 3 - 8 ст. 20.4 данного Кодекса.
Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Вместе с тем диспозиции части 1 и 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат изъятий в отношении требований и дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Правовой подход отражен в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года" утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 года).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара № 476 от 28.04.2021, решение судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 06.07.2021, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1.15 Закона Самарской области N 115-ГД от 1 ноября 2007 года "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", в отношении ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара № 476 от 28.04.2021, решение судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 06.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1.15 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.2007 №115-ГД в отношении ООО «Региональный ЖКХ-Сервис», - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Жалобу директора ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» Титова А.С., - удовлетворить.
В соответствии со ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
«КОПИЯ ВЕРНА» Судья ____________________ (подпись) Помощник судьи Е.М. Соловьева _______________ (подпись) «___»__________ 20__ г. |