Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3462/2023 ~ М-3075/2023 от 14.09.2023

Дело № 2-3462/2023

УИД 21RS0023-01-2023-004770-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года                                         г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Димитриеве А.В.,

с участием прокурора Кузнецова С.П.,

представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ----- имени ФИО2» адрес Республики ФИО4, имеющей право действовать без доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Чебоксары Чувашской Республики и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ----- имени ФИО2» адрес Республики о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства,

    установил:

заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация адрес) и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ----- имени ФИО2» адрес Республики (далее – МБОУ «СОШ -----» адрес) с требованиями о возложении обязанностей:

- на администрацию адрес в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести МБОУ «СОШ -----» адрес в целях выполнения мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, расположенного в адрес;

- на МБОУ «СОШ -----» адрес в течение шести месяцев после осуществления администрацией адрес финансирования мероприятий оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, расположенного в дадрес.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района во исполнение приказа от дата «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» проведен анализ исполнения МБОУ «СОШ -----» адрес законодательства об антитеррористической защищенности. МБОУ «СОШ -----» адрес осуществляет образовательную деятельность, является объектом 1 категории опасности (категорирование проведено дата, паспорт безопасности утвержден дата). В ходе анализа установлено, что МБОУ «СОШ -----» адрес не выполнены п.п. 1718, 24-27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, в связи с чем прокуратурой района дата в адрес МБОУ «СОШ -----» адрес внесено представление. Из ответа МБОУ «СОШ -----» адрес от дата на представление прокуратуры района следует, что указанные замечания не устранены ввиду отсутствия финансирования со стороны учредителя, мероприятия, не исполненные в соответствии с категорией опасности объекта, будут исполнены по мере поступления (выделения) денежных средств. Оборудование контрольно-пропускного пункта является обязательным в силу закона, а его отсутствие позволяет посторонним лицам путем свободного доступа несанкционированно проникать на территорию образовательного учреждения и, как следствие, ставит под угрозу безопасность учащихся и персонала школы. Учреждение, в котором обучаются несовершеннолетние, обязано принять профилактические меры, направленные на обеспечение их безопасности. Неприятие таких мер может повлечь предпосылки для совершения действий, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» относятся к террористической деятельности. Учредителем МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары является администрация г. Чебоксары, в связи с чем на ней лежит обязанность по финансированию указанных мероприятий. Ссылаясь на положения ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 5 ч. 1 ст. 9 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, п. 6.1 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурором заявлены вышеуказанные требования в интересах неопределенного круга лиц.

Прокурор Кузнецов С.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что паспорт безопасности, утвержденный дата (категорирование проведено дата), в соответствии с которым МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары отнесено к объектам 1 категории опасности, является документом для служебного пользования, в связи с чем не представлен в качестве доказательства. В случае, если ответчик не подтвердит данное обстоятельство, готов представить обозначенный паспорт на обозрение суда.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары Макарова Н.И., имеющей право действовать от имени МБОУ «СОШ -----» адрес (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и распоряжением главы администрации г. Чебоксары от 11 апреля 2017 года № 93-р), исковые требования признала. Пояснила, что является директором МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары с 11 апреля 2017 года. Не оспаривает, что с 2020 года МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары (далее также – школа) относится к объектам первой категории опасности. Ввиду отнесения школы к объектам 1 категории опасности от государственных контролирующих (надзорных) органов поступали рекомендации о необходимости установки контрольно-пропускного пункта на входе (въезде) на территорию школы. Поскольку у школы своих денежных средств, которые могут быть израсходованы на оборудование контрольно-пропускного пункта, нет, то с целью финансирования данных мероприятий она неоднократно обращалась в Управление образования администрации г. Чебоксары. В ответах Управления образования администрации г. Чебоксары ей разъяснялось, что финансирование данных мероприятий будет осуществлено в соответствии с будущим бюджетом. Несмотря на принимаемые меры, данный вопрос положительно решить не удалось, в связи с чем контрольно-пропускной пункт до настоящего времени не оборудован. Представила служебные записки в структурные подразделения и учреждения, на которые возложена обязанность осуществлять финансирование образовательного учреждения. В случае выделения денежных средств работы по приведению объекта образования в соответствии с требованиями законодательства будут выполнены в кратчайшее время.

Ответчик администрация г. Чебоксары, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участие своего представителя не обеспечила, заявлений и ходатайств в адрес суда не направила.

Третье лицо управление образования администрации г. Чебоксары участие своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации в ст.ст. 7, 41 установлено право каждого на охрану жизни и здоровья.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации, и в ст. 2 предусматривает основные принципы обеспечения безопасности, которыми, помимо прочих, являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, (далее – Требования) и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п. 2 Требований).

Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктом 18 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в т.ч., организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования, обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с п. 27 Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Как следует из материалов дела, МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары (ОГРН -----, ИНН -----) осуществляет деятельность по среднему общему образованию (код 85.11 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) по юридическому адресу: Чувашская Республика, адрес А; дополнительными видами деятельности являются: образование начальное общее, образование основное общее, образование дополнительное детей и взрослых, деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группы.

МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары является объектом первой категории опасности (категорирование проведено дата, паспорт безопасности утвержден дата).

Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведен анализ исполнения МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары законодательства об антитеррористической защищенности, по результатам которого выявлено, что МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары в соответствии с установленной первой категорией опасности не выполнены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----: основные входы на объект не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); контрольно-пропускные пункты не оборудованы при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта; въезды на объект не оснащены средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Для устранения нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности заместителем прокурора района дата в МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары внесено представление.

По результатам рассмотрения представления МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары дата в прокуратуру Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики направлена информация: дата проведения категорирования объекта - дата, присвоенная категория – 1, дата утверждения паспорта безопасности объекта – дата (актуализация не проводилась). Не исполнены мероприятия по оборудованию контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию. Администрация МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары информировала Управление образования г. Чебоксары письмом от дата ----- (в управление образования входящий ----- от дата) о выделении денежных средств на оборудование контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию школы. Управлением образования дан ответ от дата -----, в котором указано, что вопрос о выделении денежных средств будет рассмотрен при планировании бюджета г. Чебоксары по отрасли «Образование» на 2024-2025 годы.

Согласно представленным в дело письмам (от июля 2021 года, дата, дата, дата) директор МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары неоднократно обращалась в управление образования администрации г.Чебоксары о выделении денежных средств для выполнения рекомендаций по паспорту безопасности и Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----, в т.ч. для выполнения мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию.

В письме управления образования администрации г. Чебоксары от 5 августа 2022 года в адрес МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары сообщено, что бюджет г. Чебоксары на 2022 год сформирован; финансирование работ по оборудованию контрольно-пропускного пункта будет рассмотрен при планировании бюджета г. Чебоксары по отрасли «Образование» на 2023-2025 годы.

В письме управления образования администрации г. Чебоксары от 15 мая 2023 года в адрес МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары сообщается, что информация принята к сведению, вопрос о выделении денежных средств на оборудование контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию общеобразовательного учреждения будет рассмотрен при планировании бюджета г. Чебоксары по отрасли «Образование» на 2024-2026 годы.

Доказательств устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности путем выполнения мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, расположенного по адресу: адрес, ответчиками не представлено.

Факт указанных прокурором нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности, не устраненных по результатам рассмотрения представления, ответчиками администрацией г. Чебоксары и МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары не оспорен.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов (п.п. 4, 5, 7 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Пункты 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ устанавливают, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. То есть собственник, передавая часть своего имущества другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных учреждений.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с п.п. 1, 7.1, 8, 10, 13, 28 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года № 40) (далее – Устав г. Чебоксары) к вопросам местного значение муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета города Чебоксары, утверждение и исполнение бюджета города Чебоксары, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Чебоксары; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Чебоксары; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Чебоксары; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Чебоксары; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях города Чебоксары (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях города Чебоксары (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Чувашской Республики), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях города Чебоксары; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения на территории города Чебоксары от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Администрация г. Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики и составляет бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, установленным Чебоксарским городским Собранием депутатов; управляет муниципальными учреждениями образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры и спорта; осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством; вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Чувашской Республики (ст. 41, 50 Устава г. Чебоксары).

Согласно ст. 62 Устава г. Чебоксары муниципальное образование город Чебоксары может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления города Чебоксары, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений и не реже 1 раза в год заслушивают отчеты об их деятельности. Органы местного самоуправления города Чебоксары от имени муниципального образования города Чебоксары субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных предприятий и казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном действующим законодательством.

Пунктами 1.4, 5.1 Устава МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары, утвержденного приказом управления образования администрации г. Чебоксары от 20 декабря 2017 года № 713, установлено, что его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование город Чебоксары – столица Чувашской Республики. Место нахождения и фактический адрес МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары: 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Чапаева, д. 41А. Функции и полномочия учредителя по вопросам назначения на должность и освобождения от должности руководителя муниципального учреждения осуществляет администрация г. Чебоксары; по вопросам управления и распоряжения имуществом – Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, по иным вопросам – управление образования администрации г. Чебоксары (п.п. 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3). Школа (учреждение) использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему учредителем, исключительно для осуществления целей и видов деятельности, закрепленных в настоящем уставе (п. 5.7).

В соответствии с Положением об управлении образования администрации города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года № 1203, (далее – Положение об управлении образования) управление образования администрации г. Чебоксары является отраслевым органом администрации города Чебоксары, входит в общую структуру администрации г. Чебоксары и в своей деятельности подотчетно главе администрации г. Чебоксары, осуществляет исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации г. Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере образования. Управление образования администрации г. Чебоксары наделено правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, имеет лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, печать с изображением Государственного герба Чувашской Республики и наименованием управления образования, другие необходимые для осуществления своей деятельности штампы и бланки.

В соответствии со п.п. 1.10, 1.11 Положения об управлении образования администрации финансовое обеспечение управления образования администрации г. Чебоксары осуществляется за счет средств бюджета г. Чебоксары, все движимое и недвижимое имущество управления образования находится на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью; на управление образования возложены полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств.

Обозначенным Положением управление образования администрации г. Чебоксары в соответствии с возложенными на него задачами в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения осуществляет функции: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (п. 3.1.1); обеспечивает соблюдение образовательными организациями законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и муниципальных правовых актов города Чебоксары в сфере образования, исполнение образовательными организациями государственных образовательных стандартов, в необходимых случаях с выездом в образовательные организации (п. 3.1.2); организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 3.1.7); обеспечивает содержание зданий и сооружений образовательных организаций, подведомственных управлению образования, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.1.11); создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях (п. 3.1.12); формирует и утверждает муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведении управления образования, на оказание муниципальных услуг в соответствии с предусмотренными в их уставах основными видами деятельности (п. 3.1.28); осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными учреждения, находящимися в ведении управления образования и контроль за его выполнением; осуществляет в установленном порядке распределения средств, поступающих из бюджета города Чебоксары на финансовое обеспечение образовательной деятельности образовательных организаций, находящихся в ведении управления образования (п. 3.1.32); разрабатывает проекты решений Чебоксарского городского Собрания депутатов, проекты постановлений и распоряжений администрации города Чебоксары в сфере образования (п. 3.1.44); планирует мероприятия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей в образовательных организациях (совместно с учреждениями здравоохранения, Роспотребнадзора, управлением пожарного надзора и др.), и осуществляет контроль за их выполнением (п. 3.1.47); а также принимает участие в профилактике терроризма, в том числе, выполнении требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в пользовании управления образования и учреждений, находящихся в ведении управления образования (п/п. 5 п. дата).

В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) дано понятие бюджетных полномочий, под которыми понимаются установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса

В силу ст. 15 БК РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

При таком положении на администрацию г. Чебоксары, в структуру которого входит управление образования, возлагаются обязанности по финансированию мероприятий в целях антитеррористической защищенности объектов образования, а на образовательное учреждение – обязанности по проведению работ, связанных с выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности.

Представленные в дело доказательства подтверждают несоответствие объекта первой категории опасности, расположенного по адресу: адресА, в котором осуществляет образовательную деятельность МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары, положениям Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, а именно не оборудован контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории).

Установленные нарушения допущены ввиду отсутствия достаточного финансирования МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары на эти цели из средств местного бюджета г. Чебоксары.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Таким образом, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, при этом обязанность по приведению объекта защиты в соответствие с требованиями законодательства не означает его буквальное исполнение путем направления сотрудников (работников) МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары на проведение работ.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Невыполнение вышеуказанных мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность, создает угрозу жизни и здоровья учащихся, работников образовательного учреждения. Неисполнение данных мероприятий может повлечь гибель людей.

Определяя срок для исполнения решения, принимая во внимание значимость необходимости соблюдения требований антитеррористической безопасности, суд считает невозможным увеличить срок исполнения обязанности по обеспечению финансирования и проведения работ, находя указанный в исковом заявлении срок исполнения разумным, обоснованным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ----- имени ФИО2» адрес Республики (ОГРН -----, ИНН -----) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ----- имени В.И. Чапаева» города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в целях выполнения мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, расположенного в доме № 41А по адрес.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени В.И. Чапаева» города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН ----- в течение шести месяцев с даты осуществления администрацией города Чебоксары Чувашской Республики финансирования мероприятий оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, расположенного в доме № 41А по улице Чапаева города Чебоксары Чувашской Республики.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                          Е.Н. Волкова

Мотивированное решение составлено дата.

2-3462/2023 ~ М-3075/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6 имени В.И. Чапаева" г. Чебоксары
администрация города Чебоксары
Другие
Управление образования администрации г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее