Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-91/2020 (33-15212/2019;) от 21.11.2019

Судья: Писарев С.Н.                 дело №33-91/2020 (33–15212/2019)

(гр.дело №2-238/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Маркина А.В.

Судей: Маликовой Т.А.. Пияковой Н.А.

При секретаре: Зелениной С.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области на решение Приволжского районного суда Самарской области от 05.09.2019 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Русановой Г.Г. к администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области о ненадлежащем исполнении жилищных услуг, взыскании убытков, причиненных затоплением (заливом) квартиры – удовлетворить.

Взыскать с администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области в пользу Русановой Г.Г. причиненный ущерб в размере 124000 (Сто двадцать четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Взыскать с администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области в пользу Русановой Г.Г. возврат государственной пошлины в размере 3680 (Три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., выслушав объяснение представителей администрации с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области – Насенковой Т.П., Павловой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения жалобы Русановой Г.Г. и ее представителя Кусмановой Д.Р., представителя ООО «Строительно-монтажное управление № 2» - Паламарчук М.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Русанова Г.Г. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области, ООО «СМУ-2» о ненадлежащем исполнении жилищных услуг, взыскании убытков, причиненных затоплением (заливом) квартиры.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ имеются проблемы с крышей дома, которая протекает и затапливает её квартиру и квартиру соседей. Из-за протечки сгнили полы, потемнели стены и потолки, отпала штукатурка, отклеились обои, появился стойкий запах сырости. Ремонт производится за счет собственных средств на протяжении 10 лет. При обращении в различные инстанции никакой помощи не было получено.

В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в администрацию сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области с заявлением о принятии и мер по ремонту крыши.

В письменном ответе сообщалось, что работы по восстановлению кровельного покрытия обязаны выполнять собственники помещений многоквартирного дома.

Дополнительно сообщалось, что работы по капитальному ремонту планируется проводить в ДД.ММ.ГГГГ годах, в случае если собираемость взносов на капитальный ремонт не менее %, если сборов будет менее %, то срок проведения работ будет перенесен на более поздний срок.

В письме Государственной жилищной инспекции Самарской области сообщалось, что в ходе визуального обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ года, установлен факт неисправности кровельного покрытия, наличие следов протечек.

В письме министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года сообщалось, что капитальный ремонт в доме предусмотрен в ДД.ММ.ГГГГ годах.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ года сообщалось, что финансирование работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах в настоящее осуществляется в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, за счет фондов капитального ремонта, аккумулируемых на счете регионального оператора или на специальных счетах. Финансирование указанных мероприятий за счет средств областного бюджета не предусмотрено.

Договоры на обслуживание дома с какими-либо организациями не заключены. Ремонт производится полностью за счет средств жильцов.

Дом не обслуживается ни одной управляющей компанией, так как она не была выбрана администрацией сельского поселения Обшаровка в установленные законом сроки. Установлен факт не реализованного способа управления многоквартирным домом <адрес>. В связи с чем, инспекцией в администрацию сельского поселения Обшаровка направлены материалы по обращению для принятия соответствующего решения по выбору управляющей организации в установленном законодательством порядке.

В период ДД.ММ.ГГГГ года произошел очередной залив из-за протечек крыши.

ДД.ММ.ГГГГ года Государственной жилищной инспекцией произведено визуальное обследование квартиры, составлен акт осмотра.

ДД.ММ.ГГГГ года администрации сельского поселения Обшаровка направлена претензия о взыскании убытков. Согласно ответа работы по восстановлению кровельного покрытия обязаны выполнять собственники помещений многоквартирного дома.

Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ года общая сумма ущерба, причиненного в результате затопления составляет 124000 рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Русанова Г.Г. просила взыскать с администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района приволжский Самарской области причиненный ущерб на сумму 124000 рублей или выполнить восстановительные работы квартиры и кровли.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области просила отменить судебное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что не является надлежащим ответчиком и субъектом спорного правоотношения, указав, что собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, в связи с чем, договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества заключают самостоятельно, на основании решений общего собрания собственников.

В заседании судебной коллегии представители администрации с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области – Насенкова Т.П., Павлова Н.В., поддержали доводы апелляционной жалобы, указав, что дом № <адрес>, на балансе администрации не числится.

Истец Русанова Г.Г. и ее представитель Кусманова Д.Р., просили решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, пояснив, что истец вносила оплату за квартиру в полном размере.

Представитель ООО «Строительно-монтажное управление № 2» - Паламарчук М.В. - просила решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, указав, что в соответствии с п.7 статьи 161 ЖК РФ, при не реализации выбранного способа управления, администрация местного самоуправления обязана была провести конкурс для избрания управляющей компании.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе технические этажи, чердаки, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что Русанова Г.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что по результатам голосования на общем собрании, собственниками дома выбран способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришёл к выводу, что путём незаконного бездействия, выразившегося в незаключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, администрация сельского поселения Обшаровка, причинила Русановой Г.Г. ущерб в виде затопления её квартиры (ст.1064 ГК РФ).

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.

Поскольку ответчик не является непосредственным причинителем вреда, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, определяя бездействие администрации, как незаконное, руководствовался положениями ст. 1069 ГК РФ, которые требуют предоставления истцом доказательств того, что вред был причинен по вине муниципальных органов и их должностных лиц, в соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таких доказательств материалы дела не содержат.

Как указано выше, собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ года выбрали способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (ст.164 ЖК РФ).

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

При этом ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, несёт лицо, уполномоченное собственниками на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ст.161 ЖК РФ).

В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п.12).

При этом осмотры общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом осуществляются лицами, оказывающими услуги или выполняющими работы, привлекаемыми собственниками на основании договора (п.13).

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.16).

Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (п.18,20,21).

Как установлено судебной коллегией, собственники дома, где проживает истец, во исполнение вышеуказанного решения от ДД.ММ.ГГГГ года заключили соответствующие договора с <данные изъяты>», на предоставление коммунальных ресурсов – отопление, вода, нечистоты, горячая вода; ПАО «<данные изъяты>.

При этом из материалов дела видно, что договор на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме заключен с обслуживающей организацией ООО «СМУ-2» только на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ года.

Указанный договор от ДД.ММ.ГГГГ года начал действовать с ДД.ММ.ГГГГ года.

Как видно из представленных суду доказательств, до ДД.ММ.ГГГГ года, каких либо действий собственников, в том числе истца Русановой Г.Г., которая в настоящее время является старшей по дому, в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение вышеуказанных норм, не предпринималось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что за содержание общего имущества дома, с учётом выбранного способа управления, несут ответственность сами собственники.

Администрация с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области собственником спорного многоквартирного дома не является.

Согласно представленного администрацией с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области реестра имущества казны по счету <данные изъяты> за период ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом <адрес>, на балансе администрации не числится, организаций, занимающихся обслуживанием домом не учреждалось, платежей от собственников помещений на капитальный ремонт, не поступало.

Администрацией м.р. Приволжский Самарской области, в ДД.ММ.ГГГГ году в собственность администрации с.п. Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области переданы квартиры № <адрес>.

Соответственно она несёт ответственность за содержание общего имущества дома, наравне со всеми собственниками, пропорционально доле принадлежащего имущества.

Довод истца, принятый судом первой инстанции о том, что на администрации муниципального образования лежит обязанность заключить договор управления многоквартирным домом, поскольку открытый конкурс призван несостоявшимся (л.д.148), не принимается судебной коллегией по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если принятое решение собственников о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

Однако указанное решение собственников о выборе способа управления многоквартирным домом в виде непосредственного управления собственниками помещений осуществлено на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ года.

На протяжении всего периода времени собственники управляли многоквартирным домом, заключали договора на обслуживание, потребляли коммунальные услуги.

В соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75, конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проводится органом местного самоуправления если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

-большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

В соответствии со ст. 164 ЖК РФ, в редакции, действующей на момент принятия решения собственниками, Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.

По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ).

Каких-либо обращений собственников о неисполнении требований законодательства по содержанию многоквартирного дома (незаключению договоров, непредоставлению услуг и т.п.) в материалах дела не содержится. В органы местного самоуправления таких сведений не поступало.

Функциями государственного контроля, в том числе полномочий на организацию и проведение проверок соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда действующим законодательством, ответчик, в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, не обладает.

Из материалов дела видно, что до ДД.ММ.ГГГГ года обращений Русановой Г.Г. не имелось.

Судом установлено, что после обращений, имеющихся в деле, а именно ДД.ММ.ГГГГ года администрацией сельского поселения Обшаровка на официальном сайте торгов было размещено извещение о проведении конкурса то отбору управляющей компании для управления вышеуказанным многоквартирным домом, конкурс признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.

ДД.ММ.ГГГГ года состоялось общее собрание в форме совместного присутствия собственников многоквартирного жилого дома <адрес>, по результатам собрания была выбрана обслуживающая организация ООО «СМУ-2».

При таких обстоятельствах, учитывая, доводы истца, что протечки крыши над её квартирой существуют более 10 лет, судебная коллегия приходит к выводу, что в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, Русанова Г.Г. не доказала, что имело место незаконное бездействие ответчика, что оно повлекло причинение ущерба её имуществу, в связи с чем, не усматривает оснований для применения норм о применении ответственности за причинение вреда.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что в гражданском судопроизводстве в силу принципа состязательности и диспозитивности каждая сторона самостоятельно определяет меру (пределы) своей активности, принимая на себя последствия в виде риска лишиться возможности получить защиту своего права либо охраняемого законом интереса, согласно ст. ст. 59 - 61, 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности и необоснованности заявленных истцом требований.

Судебная коллегия приходит к выводу о недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к принятию неправильного решения, что в соответствии с п.п. 2 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приволжского районного суда Самарской области от 05.09.2019 года - отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Русановой Г.Г. к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области о ненадлежащем исполнении жилищных услуг, взыскании убытков, причиненных затоплением (заливом) квартиры отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 04.06.2018 N 134-ФЗ)

16. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

(часть 16 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

17. Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме

1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

В силу п. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 13 августа 2006 г. N 491

ПРАВИЛА

СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354,

от 03.04.2013 N 290, от 14.05.2013 N 410, от 26.03.2014 N 230,

от 25.12.2015 N 1434, от 30.05.2016 N 480, от 09.07.2016 N 649,

от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 09.09.2017 N 1091,

от 27.03.2018 N 331, от 13.09.2018 N 1090, от 15.12.2018 N 1572,

от 23.11.2019 N 1498)

Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).

II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

ПРАВИЛА

СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

12. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 26.12.2016 N 1498)

13. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

14. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).

Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 N 331)

16. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома) - в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию:

г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче:

17. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

18. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

20. Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

21. Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

III. НЕСЕНИЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩИХ РАСХОДОВ

НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

28. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

30. Содержание общего имущества обеспечивается:

а) собственниками помещений - за счет собственных средств;

б) собственниками жилых помещений - гражданами, имеющими право на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - за счет собственных средств с использованием предоставленных им субсидий;

в) собственниками жилых помещений - физическими лицами, получившими (получающими) в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления компенсацию расходов (части расходов) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или на денежные выплаты, предоставляемые в качестве мер социальной поддержки граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых из соответствующих бюджетов, - за счет собственных средств с использованием компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или соответствующих денежных выплат;

г) собственниками жилых помещений - гражданами, получившими (получающими) льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций - за счет собственных средств с учетом скидок, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов на осуществление целевых расходов, связанных с предоставлением указанных скидок.

32. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

При этом в состав указанной платы не включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)


Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 23.11.2019) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" {КонсультантПлюс}

IV. КОНТРОЛЬ ЗА СОДЕРЖАНИЕМ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

39. Государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

40. Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

41. Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

42. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.


Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 23.11.2019) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" {КонсультантПлюс}

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 6 февраля 2006 г. N 75

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТОГО

КОНКУРСА ПО ОТБОРУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ


Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 21.12.2018) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" {КонсультантПлюс}

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

3. Конкурс проводится, если:

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;


Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 21.12.2018) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" {КонсультантПлюс}

33-91/2020 (33-15212/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Русанова Г.Г.
Ответчики
Администрация с.п.Обшаровка
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.11.2019[Гр.] Передача дела судье
11.12.2019[Гр.] Судебное заседание
25.12.2019[Гр.] Судебное заседание
15.01.2020[Гр.] Судебное заседание
11.02.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее