Дело №2-241/2021
УИД 57RS0002-01-2021-000352-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2021 г. пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю., истца КАМ, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селютиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах КАМ к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области в интересах КАМ обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Верховская ЦРБ) о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки по обращению КАМ по вопросу необеспечения Департаментом здравоохранения Орловской области его, как пациента из числа лиц, относящихся к категории граждан, имеющих право на льготный отпуск лекарств, лекарственным препаратом «Лантус Соло Стар», было установлено, что КАМ состоит на учете в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» с диагнозом – <данные изъяты> и является получателем препарата «Лантус Соло Стар» на бесплатной основе. Согласно протокола № заседания врачебной комиссии БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ КАМ нуждается в постоянном приеме по жизненным показаниям, без замены аналогами, за счет средств регионального бюджета, инсулина торгового наименования «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» – 68 ед. в сутки. Потребность на 2021 год «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» - 17 ст., тест полосок Сателлит Экспресс № №– 4 ст., игл инсулиновых 0, 25*6мм № – 2 ст. В истекший период 2021 года КАМ обеспечен тремя упаковками лекарственного препарата «Лантус Соло Стар», одной упаковкой тест полосок и одной упаковкой инсулиновых игл, что не соответствует его потребности на 2021 год.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что в ООО «Аптека 33» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился рецепт на отсроченном обеспечении на лекарственный препарат «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» от ДД.ММ.ГГГГ (информация ООО «Аптека №» от ДД.ММ.ГГГГ) В связи с чем, по указанному рецепту КАМ лекарственным средством своевременно, в соответствии с медицинскими показаниями, не обеспечен.
Ссылаясь на ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», прокурор Верховского района Орловской области просит суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать КАМ лекарственным препаратом «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до его отмены и обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, исходя из реальной потребности КАМ в лекарственных препаратах, направлять потребность в лекарственных препаратах в Департамент здравоохранения Орловской области, а также своевременно выписывать рецепты на льготное получение лекарственных препаратов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Верховского района Алисова Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, указав, что в истекший период 2021 года КАМ был обеспечен лекарственным препаратом «Лантус Соло Стар» - 4 ст., тест полосками – 1 ст., инсулиновыми иглами – 1 ст., что не соответствует его потребности на 2021 год, просила исковые требования удовлетворить.
Истец КАМ исковые требования поддержал полностью и пояснил, что в текущем году получал препарат, но с задержкой на 2 месяца. ДД.ММ.ГГГГ. был выписан рецепт, препарат получен с задержкой на 21день ДД.ММ.ГГГГ. При несвоевременном приеме лекарственного препарата его самочувствие ухудшается, сахар в крови повышается.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области Ермакова А.О. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя, представила письменные возражения, в которых указала, что исковые требования не признает, ссылаясь, что согласно счету пациента на 2021г. КАМ обеспечен лекарственным препаратом «инсулин гларгин» «Лантус Соло стар» в соответствии с выписанными рецептами, в которых определено количество, согласно имеющейся потребности.
Представитель ответчика – и.о. главного врача БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» Родичева Е.В., надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица - директор ГУП Орловской области «Орелформация» Т.А. Дубовик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указал, что обеспечение льготными лекарственными препаратами КАМ осуществляется в соответствии с заявками БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» на текущий период на основании предъявленных рецептов в пункт отпуска ООО «Аптека №». Информация о рецептах, поставленных на отсроченное обеспечение, передана в Департамент здравоохранения Орловской области для принятия мер по обеспечению КАМ лекарственными препаратами.
Представитель третьего лица – руководитель Департамента финансов Орловской области Е.В. Сапожникова в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях на исковые требования указала, что считает обоснованной и поддерживает позицию Департамента здравоохранения Орловской области.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ)
Пунктом 5 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82)
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 15 статьи 37 названного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств гражданам при заболевании «диабет» – Все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).
В соответствии с п.5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 № 857 утверждена региональная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека №33».
В судебном заседании установлено, что КАМ состоит на учете в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» с диагнозом – <данные изъяты>, в связи с наличием указанного заболевания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница (л.д.13-14).
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания врачебной комиссии БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» следует, что КАМ нуждается в постоянном приеме по жизненным показаниям, без замены аналогами, за счет средств регионального бюджета, инсулина торгового наименования «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» – 68 ед. в сутки. Потребность на 2021 год «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» - 17 ст., тест полосок Сателлит Экспресс № № – 4 ст., игл инсулиновых 0, 25*6мм № – 2 ст. (л.д.12).
Согласно сведениям, представленным Департаментом здравоохранения Орловской области и ГУП ОО «Орелфармация», содержащимся в Единой региональной информационной системе, в период с ДД.ММ.ГГГГ КАМ обеспечен лекарственным препаратом «Лантус Соло Стар» - 4 ст., тест полосками – 1 ст., инсулиновыми иглами – 1 ст.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отсроченном обеспечении находился рецепт на лекарственный препарат «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
В соответствии с сообщением ГУП ОО «Орелфармация» от ДД.ММ.ГГГГ, на отсроченном обеспечении стоит рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №»
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2019№ 742 и также как Федеральная программа предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, включая обеспечение лекарственными препаратами для граждан, которым установлена инвалидность.
В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: Департамент здравоохранения Орловской области; уполномоченная фармацевтическая организация; государственные медицинские организации, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Медицинский информационно-аналитический центр».
При этом, именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.
Согласно письму ФФОМС от 17.07.2066 №5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что КАМ в 2021 году не был своевременно и должным образом обеспечен необходимым ему по медицинским показаниям лекарственным препаратом, перерыв в применении которого может повлиять на прогрессирование заболевания.
При этом заявка БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» на льготное лекарственное обеспечение на 2021г. сформирована ответчиком ДД.ММ.ГГГГг.
Довод возражений представителя ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области о том, что в настоящее время КАМ обеспечен лекарственным препаратом в соответствии с выписанными рецептами, судом отклоняется, поскольку на момент обращения к прокурору и в суд за защитой нарушенного права КАМ данным лекарственным препаратом не был обеспечен, рецепт был поставлен на отсроченное исполнение, в настоящее время рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» был использован ДД.ММ.ГГГГ., что свидетельствует о нарушении его прав на обеспечение всеми необходимыми медицинскими препаратами бесплатно в объеме, определяемым врачом.
Не обеспечение КАМ лекарственным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению истца лекарственными препаратами, назначенными по жизненным и медицинским показаниям вплоть до их отмены лечащим врачом и обязании БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, исходя из реальной потребности КАМ в лекарственных препаратах, направлять потребность в лекарственных препаратах в Департамент здравоохранения Орловской области, а также своевременно выписывать рецепты на льготное получение лекарственных препаратов.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом того, что ответчик БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» финансируется из бюджета Орловской области (п.5 Устава), не имеет денежных средств на оплату госпошлины, является бюджетным учреждением, суд полагает возможным не взыскивать госпошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах КАМ к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать КАМ лекарственным препаратом «Лантус Соло Стар 100МЕ/мл 3.0 №» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до его отмены.
Обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, исходя из реальной потребности КАМ в лекарственных препаратах, направлять потребность в лекарственных препаратах в Департамент здравоохранения Орловской области, а также своевременно выписывать рецепты на льготное получение лекарственных препаратов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021года.
Председательствующий Т.В. Глебова