Дело №
УИД: 28RS0№-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2023 год пгт. Февральск
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Боровикова Р.В.,
при секретаре Сютик С.В.,
с участием представителя истца Мусиенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Селемджинского района в интересах Рыжик Ольги Вячеславовны к администрации Селемджинского района и Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании недействительным договора, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, обязании обеспечить финансирование.
УСТАНОВИЛ:
Прокурора Селемджинского района в интересах Рыжик Ольги Вячеславовны обратился в суд с иском к администрации Селемджинского района и Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании недействительным договора, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, обязании обеспечить финансирование.
В обоснование требований указано, что <адрес> проведена проверка деятельности администрации <адрес> по вопросу исполнения законодательства в сфере защиты жилищных прав лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» администрацией <адрес> приобретены жилые помещения в <адрес> пгт. Февральск.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (ФИО2) О.В. и администрацией <адрес> заключен договор № специализированного найма жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Февральск, <адрес>, сроком на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию района с заявлением о заключении с ней договора социального найма на ранее предоставленное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес ФИО2 направлены уведомления о необходимости предоставления документов для заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: пгт. Февральск <адрес>.
Тем самым, администрация района выразила согласие на заключение договора социального найма жилого помещения с ФИО2
При этом, по результатам проведённого повторного технического обследования на основании договора № по выполнению работ по обследованию технического состояния здания от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МКУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>», ООО «ИТК «Феникс» жилой <адрес> пгт. Февральск рекомендовано признать аварийным и подлежащим сносу.
На основании заключения межведомственной комиссии администрации пгт. Февральск № от ДД.ММ.ГГГГ постановлением исполняющего обязанности главы пгт. Февральск от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> «а» пгт. Февральск признан аварийным и подлежащем сносу, срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО2 заключен договор специализированного найма жилого помещения №, расположенного по адресу: пгт. Февральск, <адрес>, сроком на 5 лет.
Таким образом, на момент заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда ранее предоставленное истцу ФИО2 жилое помещение перестало соответствовать требованиям пригодности, установленных статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, принимая во внимание факт аварийности жилого помещения истца, действия органов местного самоуправления по заключению договора специализированного найма ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, признанного аварийным, не соответствует требованиям закона и не ведут к восстановлению жилищных прав истца, являющегося лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах, жилое помещение на момент предоставления его ФИО2 по договору найма специализированных жилых помещений не отвечало требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не было пригодным для проживания.
Просит суд признать недействительным договор специализированного найма жилого помещения №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО2 о предоставлении квартиры, расположенной по адресу: пгт. Февральск, <адрес>.
Признать право ФИО2 на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета <адрес> на территории пгт. <адрес>, обеспечении жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО2 на территории пгт. <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ей ранее жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. м.
Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> обеспечить финансирование администрации <адрес> в целях предоставления жилого помещения ФИО2 путем предоставления субвенции бюджету <адрес> на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилого помещения ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения Амурской области, и администрации Селемджинского района предоставив отзыв на исковое заявление об отказе в иске, просят рассмотреть дело без их участия.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца, основываясь на доводах иска, поддержал заявленные требования и настаивает на их удовлетворении.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства суд приходит к следующему.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, следует материалов дела, родителями истца ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются мать – ФИО2 – умерла 22.06.2007г.; сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении со слов матери.
Над истицей установлена опека, опекун ФИО2.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения закреплены и в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (приложение № «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктами 4, 17 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных (городских) округов <адрес> в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Норма предоставления жилого помещения согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма, и других факторов.
По методике распределения субвенций бюджетам муниципальных районов муниципальных и городских округов области на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение № к <адрес> №-ОЗ), норматив общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета субвенции, установлен в размере 33 кв. м.
Согласно п. 3 приложения № Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Постановление №), орган местного самоуправления не менее двух раз в год проводит проверку условий жизни граждан, являющихся нанимателями по договору найма специализированного жилого помещения, санитарно-технического состояния жилья и за три месяца до окончания срока действия указанного договора готовит заключение о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации.
При этом, предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
Предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ; п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ; п. 4.2 Приложения №).
Согласно ст. ст. 166, 167 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка), недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» администрацией <адрес> приобретены жилые помещения в <адрес> пгт. Февральск.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (ФИО2) О.В. и администрацией <адрес> заключен договор № специализированного найма жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Февральск, <адрес>, сроком на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию района с заявлением о заключении с ней договора социального найма на ранее предоставленное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес ФИО2 направлены уведомления о необходимости предоставления документов для заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: пгт. Февральск <адрес>.
Тем самым, администрация района выразила согласие на заключение договора социального найма жилого помещения с ФИО2
При этом, по результатам проведённого повторного технического обследования на основании договора № по выполнению работ по обследованию технического состояния здания от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МКУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>», ООО «ИТК «Феникс» жилой <адрес> пгт. Февральск рекомендовано признать аварийным и подлежащим сносу.
На основании заключения межведомственной комиссии администрации пгт. Февральск № от ДД.ММ.ГГГГ постановлением исполняющего обязанности главы пгт. Февральск от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> «а» пгт. Февральск признан аварийным и подлежащем сносу, срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО2 заключен договор специализированного найма жилого помещения №, расположенного по адресу: пгт. Февральск, <адрес>, сроком на 5 лет.
Таким образом, на момент заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда ранее предоставленное истцу ФИО2 жилое помещение перестало соответствовать требованиям пригодности, установленных статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, принимая во внимание факт аварийности жилого помещения истца, действия органов местного самоуправления по заключению договора специализированного найма ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, признанного аварийным, не соответствует требованиям закона и не ведут к восстановлению жилищных прав истца, являющегося лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах, жилое помещение на момент предоставления его ФИО2 по договору найма специализированных жилых помещений не отвечало требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не было пригодным для проживания.
Таким образом, ответчиком <адрес> как наймодателем по договору найма - не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению истцу по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом № 159-ФЗ право истца ФИО2 на обеспечение жилым помещением не реализовано и подлежит судебной защите.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания считать, что истец до настоящего времени не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, потому иск подлежит удовлетворению.
Оснований для иного вывода у суда не имеется, стороной ответчика не опровергнуто.
Что касается требований выдвинутых к Министерству социальной защиты населения <адрес>,
Обеспечение детей сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №- ФЗ).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Согласно пункту 3 статьи 8 того же Закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 названной статьи.
Согласно пункту 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в том числе в случае предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи.
Как следует из искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (ФИО2) О.В. и администрацией <адрес> был заключен договор специализированного найма жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Февральск, <адрес>, сроком на 5 лет.
Таким образом, реализация права на жилое помещение ФИО2 (ФИО2) О.В. как лица из категории - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, была реализована путем предоставления жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения.
В связи с чем ФИО2 была исключена из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
При этом следует отметить, что пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ не предусматривает повторное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения. Данная статья предусматривает однократность реализации жилищных прав лиц из категории — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет и такой договор может быть заключен на новый пятилетний срок.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (абзац второй пункта 6 статьи 8).
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 6 статьи 8).
Таким образом, пятилетний срок действия договора найма жилого помещения продлевается в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ.
Кроме того, на территории <адрес> вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № - ОЗ).
Согласно части 2 статьи 5 Закона № -ОЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции.
Согласно пункту 1 статьи 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 Порядка расходования субвенций, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок №), министерство как главный распорядитель на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления на балансовый счет Управления Федерального казначейства по <адрес> № "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.
В силу пункта 4 Порядка № органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пунктом 17 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям- сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом №.
Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам на текущий финансовый год, в установленном законом порядке доводятся до министерства, а впоследствии перераспределяются между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, министерство как главный распорядитель средств областного бюджета на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления ежегодно доводит бюджетные ассигнования до органов местного самоуправления на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом положения вышеприведенных нормативных правых актов не предусматривают предоставление средств областного бюджета на обеспечение финансирования в целях предоставления жилого помещения конкретному лицу.
На основании изложенного требования к Министерству социальной защиты населения <адрес> не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Селемджинского района в интересах Рыжик Ольги Вячеславовны к администрации Селемджинского района,- удовлетворить.
Признать недействительным договор специализированного найма жилого помещения №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО2 о предоставлении квартиры, расположенной по адресу: пгт. Февральск, <адрес>.
Признать право ФИО2 на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета <адрес> на территории пгт. <адрес>, обеспечении жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию Селемджинского района предоставить Рыжик О.В. на территории пгт. <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ей ранее жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. м. в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу
В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области отказать.
В окончательной форме составление мотивированного решения суда отложено на срок пять дней со дня окончания разбирательства дела.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья Р.В. Боровиков