УИД 12RS0001-01-2020-001334-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волжск 06 августа 2020 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Срединой А. Н. к администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о включении имущества в состав наследства и признании права собственности,
Установил:
Средина А.Н. обратилась в суд с иском к администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о включении имущества - земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в наследственную массу наследства, открывшегося после смерти ее отца Ф.И.О. ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на указанное имущество.
Свои требования мотивировала тем, что ее отцу Ф.И.О., умершему ДД.ММ.ГГГГ, при жизни решением Помарского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ для использования в качестве приусадебного участка предоставлен0 1000 кв.м. В выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок истцу было отказано по мотиву отсутствия государственной регистрации права на него.
В судебном заседании истец Средина А.Н., ее представитель Смирнова М.Ю., участвующая на основании ордера, исковые требования поддержали, пояснили аналогичное изложенному в иске.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл не явился, извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Карпеня О.Н., нотариус Габидуллина Т.Д., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из наследственного дела к имуществу умершего Ф.И.О. следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер Ф.И.О., наследником принявшим наследство по закону является его дочь Средина А.Н. Иной наследник Ф.И.О. - дочь Карпеня О.Н. от причитающегося ей наследства отказалась (л.д.36-41).
Как следует из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола шестой сессии Помарского сельского Совета двадцать первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. решением указанного органа выделен земельный участок для использования в качестве приусадебного участка площадью 0,10 га (л.д.10).
Свидетели Ф.И.О. (дядя истица), Ф.И.О. (сосед по земельному участку) в судебном заседании пояснили, что в 1991 году Ф.И.О. был выделен земельный участок, которым он пользовался при жизни. После его смерти участком пользуется Средина А.Н.
Указанные обстоятельства имели место до введения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственное регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих и удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" указано, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Таким образом, в наследственную массу включаются объекты гражданских прав, предусмотренные ст. 128 ГК РФ, право на которые возникло у наследодателя ранее на основании определенных отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Решение администрации о выделении спорного земельного участка не оспорено, недействительным не признано. Отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изъятии земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с кадастровым номером № (л.д.5).
Таким образом, суд приходит к выводу, что наследственным имуществом Ф.И.О. является земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Нотариусом Габидуллиной Т.Д. истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку не представлены документы, подтверждающие право наследодателя на указанное имущество, что следует из письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
На основании вышеизложенного, исковые требования Срединой А.Н. о включении в состав наследства Ф.И.О. и признании за истцом права собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Суд в соответствии со ст. 196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Срединой А. Н. к администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о включении имущества в состав наследства и признании права собственности удовлетворить.
Включить земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в наследственное имущество, открывшееся после смерти Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Срединой А. Н. право собственности по праву наследования на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, после смерти Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
Решение принято в окончательной форме:
13 августа 2020 года