Дело № 2-634/2022
РЕШЕНИЕ
22 февраля 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Макоед Ю.И.,
при секретаре – Шереужевой А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Чубенко <данные изъяты> к Правительству города Севастополя, третье лицо – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Чубенко В.Ф. обратилась в Нахимовский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Правительству города Севастополя о признании права собственности на земельный участок, земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> с целевым назначением – для индивидуального дачного строительства.
Исковые требования обоснованы тем, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ ей, Чубенко <данные изъяты> был передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> с целевым назначением – для индивидуального дачного строительства (кадастровый номер №, о чем выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии № и право собственности было зарегистрировано в государственном реестре Украины.
После принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской федерации, она обратилась в регистрационные органы с целью перерегистрации своего права собственности, однако, в связи с тем, что Министерством обороны Российской федерации было подано исковое заявление о признании ее государственного акта на право собственности на земельный участок незаконным и истребовании его в из чужого незаконного владения, ей было отказано в регистрации права собственности. После рассмотрения искового заявления Министерства обороны РФ, по результатам которого было отказано в удовлетворения исковых требований в полном объеме и были сняты обременения, наложенные при рассмотрении данного иска, она снова обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о регистрации права. Однако, ей снова было отказано на том основании, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 01 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а так же иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации. Поскольку она владеет данным земельным участком, при рассмотрении искового заявления Министерства обороны РФ было установлено, что ее право собственности при Украине было зарегистрировано и не было ни кем оспорено, единственным способом защиты своего права собственности является признание ее права.
Истец Чубенко В.Ф. в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Правительство города Севастополя в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не направил.
Представитель третьего лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщили.
С учетом изложенного, суд определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц извещенных надлежащим образом в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ мне, Чубенко <данные изъяты> был передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес> с целевым назначением – для индивидуального дачного строительства (кадастровый номер №), о чем выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии № и право собственности было зарегистрировано в государственном реестре Украины.
Данный земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя был поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный с кадастровым номером № вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства.
В 2019 году Министерство обороны РФ обратилось с исковым заявлением к Чубенко В.Ф. в Нахимовский районный суд город Севастополя с иском об истребовании из незаконного владения Чубенко В.Ф. спорного земельного участка и признании недействительным государственного акта на право собственности на данный земельный участок (дело №). Решением Нахимовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме, сняты меры обеспечения исковых требований. Решение районного суда было оставлено в силе апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении данного дела, согласно решения Нахимовского районного суда г. Севастополя, вступившего в законную силу были установлены следующие обстоятельства:
Министерство обороны Российской Федерации, обращаясь в суд с иском об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, в обоснование своей позиции указало на то, что спорный земельный участок входит в состав земель военного городка <данные изъяты>, находящегося в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, в связи с чем, не может находиться во владении и распоряжении ответчика и подлежит истребованию.
Распоряжением Правительства Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства безвозмездно передано недвижимое имущество, в том числе, военный городок <данные изъяты>, находящийся на земельных участках, общей площадью <данные изъяты>.
Согласно представленному в материалы дела акту осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ земельных участков военного городка <данные изъяты>, расположенных <адрес> земельный участок с кадастровым № налагается на земельный участок военного городка <данные изъяты>.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> расположенный <адрес> имеет статус «ранее учтенный».
Согласно имеющемуся в материалах дела государственному акту № от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, с кадастровым № площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу г. <адрес> с разрешенным видом использования – для индивидуального дачного строительства является Чубенко В.Ф. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1104-р от 29.12.2009 утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков площадью <данные изъяты> в собственность граждан Украины – членов ОК переданы земельные участки для индивидуального дачного строительства с отнесением этих земель к категории рекреационного назначения. В соответствии с приложением к распоряжению, Чубенко В.Ф. как члену ОК был передан земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес> ( п. 69 приложения).
Согласно представленному в материалы дела проекту землеустройства ОК 2009г., утвержденного главным управлением Госкомзема в г. Севастополе, земель Черноморского Флота Российской Федерации и обороны нет. Из заключения главного управления Госкомзема в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, испрашиваемый ОК в <адрес> в районе очистных сооружений не относится к категории земель обороны и не находится в пользовании РФ для нужд ЧФ. Кроме того, из служебной записки заведующего сектором земель обороны Н по вопросу отнесения испрашиваемого ОК земельного участка в районе очистных сооружений <адрес>, площадью <данные изъяты>, для индивидуального дачного строительства к категории земель обороны следует, что по данным сектора земель обороны, испрашиваемый ОК «ДСК «Благополучный» земельный участок в <адрес> не относится к категории земель обороны.
Таким образом, спорный земельный участок на момент приобретения права собственности Чубенко В.Ф. к землям военного городка <данные изъяты> не относился, категория земли - земли рекреационного назначения, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка <данные изъяты>, так как расположение земельного участка в пределах ОК «ДСК «Благополучный» (<адрес>), адрес расположения земельного участка предполагает его использование для индивидуального дачного строительства и к землям специального назначения не относится, земельный участок расположен в пгт. Кача, соответственно относится к землям муниципальной собственности.
Доводы Министерства обороны РФ о том, что при получении земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность, были отклонены судом.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так же следует указать, что согласно статье 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка. Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» был дополнен статьей 6.1, на которую ссылается государственный регистратор, с 22 июня 2019 года, при этом ранее зарегистрированные права по распоряжениям Севастопольской городской государственной администрации не были отменены, что ставит Чубенко В.Ф. в худшее положение.
В соответствии с позицией Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка его собственнику, допущенного со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина, а тем более на лицо, которое приобрело в дальнейшем данный земельный участок на основании возмездной сделки, в соответствии с установленным порядком, которая так же была зарегистрирована государственными органами власти.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П/2017, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.
Правоподтверждающее значение государственной регистрации прав на объекты недвижимости и ее значимость как гарантии правовой определенности в обороте недвижимости, позволяющей его участникам соизмерять собственное поведение и предвидеть последствия такового в условиях неизменности официально признанного статуса правообладателей, неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 14 мая 2012 года № 11-П, от 4 июня 2015 года № 13-П и др.).
Государство в лице уполномоченных законом органов и должностных лиц, действующих при осуществлении процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (абзац второй пункта 1 статьи 81 ГК Российской Федерации), подтверждает тем самым законность совершения сделки по отчуждению объекта недвижимости.
В связи с тем, что права Чубенко В.Ф. были зарегистрированы государственными органами Украины, чем было признано ее право собственности на земельный участок, данное право в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» подлежит признанию на территории Российской федерации.
Таки образом, рассмотрев имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права собственности. Под правом на имущество (собственность) понимается право на свободное распоряжение, использование и владение конкретным объектом недвижимости, закреплённое законодательно и подтверждённое документально.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного исковые требования Чубенко В.Ф. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чубенко <данные изъяты> к Правительству города Севастополя, третье лицо – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать право собственности за Чубенко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером № вид разрешенного использования ведение дачного хозяйства.
Решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года.
Судья Ю.И. Макоед