РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,
с участием:
прокурора Роговой О.В.,
представителя административного истца Куприянова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-627/2021 по административному исковому заявлению Крюкова Александра Павловича к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
Крюков А.П. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части.
В иске с указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 104,2 кв.м, наименование: баня, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, под пунктом 4230; в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, под пунктом 4136; в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, под пунктом 4378; в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, под пунктом 3933.
Административный истец полагает, что указанный объект включен в Перечни необоснованно, поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, является баней и фактически используется для личных нужд собственника.
Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В связи с чем, Крюков А.П. просит суд признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом 4230 нежилого здания с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 4136 нежилого здания с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 4378 нежилого здания с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 3933 нежилого здания с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Куприянов Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых пояснил, что спорное здание включалось в Перечни на 2018-2021 г.г. согласно ежегодно представляемым филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области сведениям из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Поскольку спорное здание с кадастровым номером № имеет наименование «баня», министерство включило его в Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ как объект бытового обслуживания.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. ст. 15, 399 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказом министерства от 29 октября 2018 года № 1608, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год.
Приказом министерства от 07 октября 2019 года № 2201, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2020 год.
Приказом министерства от 19 октября 2020 года № 2014, утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2021 год.
Нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 104,2 кв.м, наименование: баня, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт 4230 Перечня на 2018 год, в пункт 4136 Перечня на 2019 год, в пункт 4378 Перечня на 2020 год и в пункт 3933 Перечня на 2021 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях «Волжская коммуна», № 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), «Волжская коммуна», № 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), «Волжская коммуна», № 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), «Волжская коммуна», № 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании «Волжская коммуна», № 308(30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 07 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании «Волжская коммуна», № 158(30741), 23.10.2019.
Приказ министерства 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, «Волжская коммуна», № 171(30955), 21.10.2020.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, в силу пунктов 1-4 пункта 1 статьи 378.2 Главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Норма приведена в редакции Федерального закона от 28.11.2019 № 379-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2020 года.
Ранее пункт 1 указанной статьи действовал в следующей редакции: налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Крюкову А.П. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 104,2 кв.м, наименование: баня, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14.02.2021 г. № КУВИ-002/2021-11517366.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ № 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги, предоставляемые банями.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.04.2014 г. № 420-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта» с 01.01.2016 г. введен в действие ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия».
В силу п. 3.1 названного ГОСТа услуги бань и душевых: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.
По смыслу действующего законодательства бытовым обслуживанием населения является размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки).
В то же время, согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.01.2021 г. № 99/2021/372786801, свидетельства о государственной регистрации права от 18.04.2015 года, а также технического плана здания от 16.02.2017 года, составленного кадастровым инженером Казарминой Е.М., здание бани с кадастровым номером № находится на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0722002:925, площадью 575 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу относительно ориентира: г. Самара, Промышленный район, ул. Моршанская, участок 11 «А», принадлежащем на праве собственности Крюкову А.П.
Кроме того, Крюков А.П. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на том же земельном участке.
Доводы административного истца о том, что здание бани используется им исключительно в личных целях, административным ответчиком в нарушении требований ст.ст. 62, 213 КАС РФ не опровергнуты.
Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером № на момент формирования и утверждения Перечней на 2018 - 2021 годы административным ответчиком не проводилось.
Из акта осмотра нежилого здания с кадастровым номером № от 08.02.2021 г., составленного ООО «<данные изъяты>», а также фотоматериалов к нему следует, что фактически здание используется следующим образом: 1 этаж: коридоры, площадью 7,1 кв.м, санузел, площадью 1,4 кв.м, душевая, площадью 1,6 кв.м, баня, площадью 7,9 кв.м, комната отдыха, площадью 32,8 кв.м; 2 этаж: комната отдыха, площадью 53,4 кв.м. Помещение находится в удовлетворительном состоянии, торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют; помещение является баней и фактически используется для личных нужд собственника.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не доказан факт соответствия спорного объекта недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Ссылки министерства имущественных отношений на то, что спорное нежилое здание бани включено в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ как объект бытового обслуживания, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Согласно статьи 400 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 3 статьи 402 НК РФ (в ред.от 15.10.2020 г.) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пунктов 1,2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Законом Самарской области №107-ГД от 10.11.2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 № 482 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - в размере: в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения; в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, - в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения; прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
При этом, как следует из пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, а это:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в пункте 7 статьи 378.2 НК РФ отсутствует указание на то, что Перечень формируется, в том числе, и в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком не доказан факт размещения в принадлежащем административному истцу здании бани объекта бытового обслуживания в целях оказания платных услуг физическим лицам, а здание расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке, предоставленном для индивидуальной жилой застройки, суд полагает, что отсутствовали правовые и фактические основания для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 – 2021 г.г., в связи с чем нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Крюкова А.П., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018 - 2021 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 - 2021 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Крюкова Александра Павловича - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. № 1647, в части включения в него под пунктом 4230 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. №1608, в части включения в него под пунктом 4136 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. №2201, в части включения в него под пунктом 4378 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 3933 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2021 года.