РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года город Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Жуковой Т.С.,
с участием истца Алимовой Е.В.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и Социального Страхования РФ по Тульской области по доверенности Старцева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-287/2023 по иску Алимовой Елены Валерьевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста,
установил:
Алимова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области о признании права на назначении пенсии со снижением пенсионного возраста, мотивируя свои требования тем, что имеет право на снижения пенсионного возраста на 8 лет по двум основаниям: на 5 лет на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и на 3 года на основании ст.ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 08.08.2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по двум основаниям, однако решением от 12.08.2022 года. Ответчик признал право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, по второму основанию право на снижение возраста не признал поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом совпадает с периодом работы в г.Москве. Указала, что работает машинистом подъемных машин, с 16.09.2011 года по 24.01.2013 года (1 год 4 месяца 5 дней) работала в ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» в Ростовской области, с 05.02.2013 года по 30.09.2013 года (7 месяцев 24 дня) работала в ООО «Тоннельный отряд – 40» в Московской области, с 10.10.2013 года по дату обращения 08.08.2022 года (8 лет 9 месяцев 29 дней) работала в АО «Трансинжстрой» в Московской области. Из периода проживания в г.Узловая, который составляет 12 лет 10 месяцев 29 дней, ответчик исключил период 10 лет 9 месяцев 28 дней. С таким решением не согласна, поскольку из-за отсутствия работы по ее специальности по месту проживания вынуждена работать вахтовыми методом в других регионах. По месту работы работодатели постоянного жилья не предоставляли, выделялось место в общежитии для отдыха, либо ночевала у подруги, живущей поблизости. До рабочих мест добирается и возвращается с попутчиками, которых находит с использованием сайта blablacar.ru. Также указала, что имеет постоянное место жительство по месту регистрации в квартире супруга, который работает в администрации, сын посещал детский сад и школу в г.Узловая, сама медицинскую помощь по месту жительства.
На основании изложенного, просит признать право Алимовой Е.В. на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года, обязав ответчика назначить и выплачивать пенсию с 14.08.2022 года.
Определением Узловского городского суда Тульской области на основании ст.44 ГПК РФ произведена замена ответчика ГУ-ОПФР по Тульской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее – ОФПСС РФ по Тульской области).
Истец Алимова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОФПСС РФ по Тульской области по доверенности Старцев Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы, изложенные в решении об отказе в назначении пенсии.
Выслушав мнение истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу, действующему до 31.12.2018, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 1 ст. 8 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть1). С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001г. №166-ФЗ законодатель предоставил отдельным категориям граждан, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункты 6 и 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны, границы которых и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (ст.7 Закона № 1244-1).
В силу ч.1 ст.13, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8), а также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).
Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависит от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Статья 33 вышеназванного закона предусматривает, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13 настоящего закона, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, а статьей 34 того же закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 Закона №1244-1, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р "Об утверждении перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" г.Узловая Тульской области внесен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582 был утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором с 01.02.1998 года г.Узловая Тульской области Тульской области был включен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, снижение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с вышеуказанными нормами, законодателем установлена возможность снижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33,34 Закона №1244-1 на 5 лет и в силу п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ также на 5 лет, а ч.3 ст.28.1 Закона №1244-1установлена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, равная 10 годам.
Как следует из решения ГУ — Отделение пенсионного фонда РФ по Тульской области №320570/22 от 12.08.2022 года Алимова Е.В. 08.08.2022 года обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости на основании ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 и на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, то есть, претендуя на снижение общеустановленного пенсионного возраста по двум основаниям.
В указанном решении ответчик не отрицал, что продолжительность страхового стажа Алимовой Е.В. составляет более 20 лет, а специальный стаж 13 лет 7 месяцев 22 дня, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ на 5 лет. Данное обстоятельство ответчик ни в своем решении №320570/22 от 12.08.2022 года, ни при рассмотрении настоящего дела не оспаривал.
Судом установлено, что истец с 10.09.2009 года по настоящее время состоит на регистрационном учете и проживает по адресу: <адрес>, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом по день обращения к ответчику 08.08.2022 года истец проживала 12 лет 10 месяцев 29 дней, что по мнению истца на основании ст.34 Закона РФ №1244-1 дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Истец считает, что поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами законодателем установлена возможность снижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона №1244-1 на 3 года, то в совокупности с величиной снижения возраста, установленной п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ (5 лет) она в данном случае вправе претендовать на суммарное снижение пенсионного возраста на 8 лет.
Отказывая истцу в досрочном назначении пенсии ответчик указал, что Алимова Е.В. хотя и была зарегистрирован на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <адрес> более 12 лет, однако из подсчета периода проживания в данной зоне исключены периоды, совпадающие с периодами работы истца за пределами указанной зоны, а именно:
- с 16.09.2011 года по 24.01.2013 года (1 год 4 месяца 5 дней) в ООО «Быстрянское шахтостроительное управление»,
- с 05.02.2013 года по 30.09.2013 года (7 месяцев 24 дня) в ООО «Тоннельный отряд – 40» Московская область,
- с 10.10.2013 года по дату обращения (08.08.2022 года) (8 лет 9 месяцев 29 дней) в Строительно-монтажном управлении №162 Московской области.
То есть, по мнению ответчика суммарно период нахождения истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет:
- с 10.09.2009 года по 15.09.2011 года (2 года 6 месяцев),
- с 25.01.2013 года по 04.02.2013 года (10 дней),
- с 01.10.2013 года по 09.10.2013 года (0 дней), а всего 2 года 25 дней, что не дает истцу право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона РФ №1244-1.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что ответчик необоснованно исключил из периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом периоды, которые документально совпадают с периодами его работы за пределами указанной зоны, поскольку в спорные периоды работы по окончании рабочей смены или в межвахтовые периоды истец возвращалась домой по месту регистрации, где проходило лечение в медицинских организациях как ее самой, так и несовершеннолетнего ребенка, обучение ребенка в общеобразовательной школе.
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.
Согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из содержания п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что выезд в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием.
В связи с изложенным, нахождение Алимовой Е.В. в течение рабочего времени по месту работы, а, не по месту постоянной регистрации, не свидетельствует о перемене им места жительства.
Доказательств обратному ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, доводы ответчика об исключении периодов работы истца в г. Москве, Московской области суд находит не состоятельными.
У истца, постоянно проживающего на территории г.Узловая Тульской области, имеющего статус зоны с льготным социально-экономическим статусом (на день обращения к ответчику более 12 лет), с учетом не оспариваемых ответчиком периодов возникло право на основании ст.34 Закона №1244-1 на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, право на пенсию у Алимовой Е.В. возникло по достижении возраста <данные изъяты> лет, то есть с 14.08.2022 года, в связи с чем пенсия подлежит назначению с указанной даты.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Алимовой Елены Валерьевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста удовлетворить.
Признать за Алимовой Еленой Валерьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес>) право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 19.05.1991 года №1244-1, с 14.08.2022 года, обязав Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации назначить и выплачивать ей данную пенсию с указанной даты.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобу в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2023 года.
Председательствующий И.М. Сафронова