Дело № 2-455/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2024 г. г.Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Голубевой Н.О.,
при секретаре судебного заседания Гафарове А.Х.,
с участием
помощника прокурора г. Алушта – Ореховой А.В.,
представителя ответчика Администрации города Алушта Стеблина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Алушты Республики Крым, третьи лица Управление Муниципального контроля Администрации города Алушты Республики Крым, Департамент капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства города и капитального строительства» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Алушты, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Алушты Республики Крым, третьи лица Управление Муниципального контроля Администрации города Алушты Республики Крым, Департамент капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства города и капитального строительства» о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Алушты в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Алушта, выявлены нарушения в деятельности Администрации города Алушты Республики Крым, а именно: органом местного самоуправления не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято постановление № «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления коммунальных отходов и ведения их реестра на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым».
Во исполнение указанного постановления, Администрацией <адрес> сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ Алушта.
При проведении осмотра территории муниципального образования городской округ Алушта в части содержания мест накопления ТКО установлено, что органом местного самоуправления контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес> (<данные изъяты> км) (географические координаты: <данные изъяты>) не оборудована в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует уклон для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с утвержденным реестром, собственником вышеуказанных контейнерных площадок муниципального образования городской округ Алушта, является Администрация <адрес>.
Непринятие Администрацией <адрес> должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес> (<данные изъяты> км) (географические координаты <данные изъяты>) в соответствии сп. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» путем обустройства (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – ФИО3, уточненные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании заявленные требования частично признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между МБУ г.о. Алушта Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства» и ФКУ «Исправительная колония № УФСИН по <адрес> и Севастополю» заключен контракт № на благоустройство общественных территорий, в части обустройства 33 контейнерных площадок для сбора ТКО в муниципальном образования городской округ Алушта Республики Крым. Срок контракта установлен до ДД.ММ.ГГГГ, просит в случае удовлетворения исковых требований установить срок исполнения решения до конца ДД.ММ.ГГГГ г.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к таким выводам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
П. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, к какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 16 указанного Федерального закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно ч. 1 с. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в которой названы основные понятия, определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
П. 4 ст. 13.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Из положений ч. 4 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п.3 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Требования к местам размещения контейнерных площадок, их оборудованию и оформлению определены разделом «Площадки для установки мусоросборников» (п.п. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.5) Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждены решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
П. 13.4 указанного решения предусмотрено, что функции по контролю за соблюдением на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым осуществляют должностные лица администрации <адрес> Республики Крым, уполномоченные в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, действующими на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Из материалов дела судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым вынесено постановление № «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», которым в том числе утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования городской округ Алушта (л.д. 5-6).
Указанное постановление имеет приложение в виде реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования городской округ Алушта. данный реестр содержит указание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования городской округ Алушта – <адрес> (<данные изъяты> км) (географические координаты географические координаты <данные изъяты>) (л.д. 7-11).
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> в адрес Главы Администрации <адрес> направил представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, содержащее требования о незамедлительном принятии мер по устранению допущенных нарушений, из причин и условий, а также о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к установленной законодательством ответственности. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо сообщить в прокуратуру <адрес> в установленный законом 30-ти деневный срок (л.д. 15-19).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора <адрес> за подписью главы администрации <адрес> ФИО5 направлен ответ на представление, из которого следует, что Администрацией <адрес> с целью устранения выявленных нарушений и причин, им способствующих, в рамках обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также с целью предотвращения негативных последствий для здоровья и состояния окружающей среды в области обращения с отходами производства и потребления, предпринимаются все возможные меры в рамках полномочий по реализации норм законодательства, регулирующих указанные правоотношения (л.д. 20-21).
Из акта осмотра, составленного прокуратурой <адрес> следует, что в ходе проверки исполнения Администрацией <адрес> требований законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым проведен осмотр контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> (<данные изъяты> км) (географические координаты <данные изъяты>), которым установлено ее несоответствие (л.д. 12).
К данному акту осмотра приложена фототаблица (л.д. 13,14).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым составлен акт осмотра, обследования объекта земельных отношений №, из которого следует, что на основании межведомственного запроса Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым, проведен выездной осмотр объекта земельных отношений по адресу: <адрес> (<данные изъяты> км). В результате осмотра установлено, что по данному адресу расположена оборудованная контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов. К акту осмотра приложен протокол осмотра №.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным бюджетным учреждением городского округа Алушта <адрес> «Управление благоустройства города и капитального строительства» и ФКУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК и <адрес>» заключен контракт №, предметом которого является: благоустройство общественных территорий в части обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО в муниципальном образовании городской округ Алушта Республики Крым в количестве 33 штук в соответствии со схемой дислокации. При этом, указанный контракт не содержит в предмете контейнерную площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес> (24 км) (географические координаты <данные изъяты>).
Из акта обследования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым территории на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выездное обследование было проведено по адресу: <адрес> км. <адрес>. В ходе выездного обследования установлено, что на территории указанного земельного участка находится муниципальная контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, на которой размещены два пластиковых контейнера для сбора ТКО. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования городской округ Алушта, указанная контейнерная площадка внесена в реестр под №. Данная контейнерная площадка имеет твердое бетонное покрытие и подъездной путь для подъезда транспортных средств для погрузки ТКО из контейнеров. Вместе с тем, ограждение, предназначенное для предупреждения распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует, что является нарушением п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Фактов несанкционированного складирования (размещения) отходов производства и потребления на обследуемой территории в ходе проведения выездного обследования, не установлено. К акту обследования приложена фототаблица и план-схема.
В судебном заседании установлено, что создание мест (площадок) накопления ТКО, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
При этом, спорная площадка включена ответчиком в соответствующий реестр, однако по настоящее время не оборудована –контейнерная площадка не обустроена твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Принимая во внимание, что обязанность, возложенная на ответчика законом, Администрацией <адрес> Республики Крым не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и считает разумным предоставление Администрации <адрес> Республики Крым шестимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу для оборудования контейнерной площадки для накопления твердых бытовых отходов.
Доводы ответчика о сроке выполнения работ по контракту от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствуют о надлежащем выполнении администраций города своих полномочий в области обращения с ТКО и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска либо установлении срока исполнения решения суда, испрашиваемого ответчиком, кроме этого, указанный контракт не содержит в предмете спорную контейнерную площадку.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> - удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес> (<данные изъяты> км) (географические координаты <данные изъяты>), в соответствии с п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» путем обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.О.Голубева
Решение в окончательно форме изготовлено 13.03.2024 г.