Дело № 2-1371/2024
УИД 19RS0002-01-2024-002079-05
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,
при секретаре Сафроновой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева П.А. к Васильеву Д.П. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении,
с участием истца Васильева П.А., ответчика Васильева Д.П., его представителя Гречишниковой О.В., прокурора Филиппова Д.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев П.А., уточнив требования, обратился в суд с иском к Васильеву Д.П. о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, *** и выселении.
Требования мотивированы тем, что Васильев П.А. и его бывшая супруга Васильев Т.Н. с 28 мая 2010 года расторгли брак. При разделе общего имущества супругов за Васильевым П.А. и Васильевой Т.Н. признано право собственности по ? доли за каждым в жилом доме. Истец на протяжении 14 лет не имеет возможности продать принадлежащую ему долю, а также вселиться в жилое помещение, в котором в настоящее время проживает его сын Васильев Д.П., в связи с чем вынужден снимать жилое помещение, имея в качестве средств к существованию только получаемую пенсию в размере 13 800 руб.
Протокольным определением суда от 15 июля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Васильева Т.Н.
В судебном заседании Васильев П.А. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения. Дополнительно пояснил, что его родной сын Васильев Д.П. плохо к нему относится, занимается рукоприкладством. Произвел демонтаж канализационной трубы в доме. Истец не имеет возможности вселиться в жилой дом, при этом на его предложение о выкупе его доли сторона отвечает отказом.
Ответчик Васильев Д.П. и его представитель Гречишникова О.В. с заявленными требованиями не согласились, поддержали письменные возражения. Указали, что Васильев Д.П. вселен в жилое помещение его матерью Васильевой Т.Н., которая перенесла инсульт, в связи с чем ответчик осуществляет за ней уход. Также указали, что истец не несет никаких расходов, связанных с содержанием жилого дома. Просили в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Васильева Т.Н. представила письменные возражения, которые поддержала. Просила в удовлетворении иска отказать.
Участвующий в деле прокурор Филиппов Д.Ю. в заключении просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Собственник имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники (помимо супруга, детей, родителей) независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ***, находится в собственности Обедина А.В. – ? доля, Васильева П.А. и Васильевой Т.Н. – по ? доли.
Данный дом состоит из двух квартир, в пользовании Обедина А.В. находится квартира с литерой А1, квартира с литерой А находится в пользовании Васильева П.А. и Васильевой Т.Н., состоит из 3 жилых комнат.
Право собственности на долю в указанному жилом помещении у истца и третьего лица возникло на основании решения Черногорского городского суда Республики Хакасия от 30 августа 2010 года о разделе совместного имущества между бывшими супругами Васильевым П.А. и Васильевой Т.Н., брак между которыми был расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Черногорска Республики Хакасия.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 июля 2024 года в собственности Васильевой Т.Н. иных объектов недвижимости не имеется.
Судом установлено, что Васильев Д.П. приходится сыном Васильеву П.А. и Васильевой Т.Н.
Судом также установлено, что Васильев Д.П. был зарегистрирован в спорном жилом помещение с согласия матери Васильевой Т.Н. в качестве члена семьи и фактически проживает в жилом помещении и осуществляет за ней уход с конца 2023 года, в связи с установлением ей инвалидности вследствие перенесенного инсульта (с 7 мая 2024 года Васильевой Т.Н. установлена инвалидность по общему заболеванию сроком на 1 год).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 июля 2024 года следует, что в собственности Васильева Д.П. отсутствуют объекты недвижимости.
В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО8 и ФИО9
Свидетель ФИО8 пояснила, что приходится дочерью Васильеву П.А. и Васильевой Т.Н., сестрой Васильеву Д.П. К Васильеву П.А. свидетель испытывает неприязненные отношения, но это не отразится на ее показаниях. Пояснила, что примерно в 2002 году их семья выехала из спорного жилого помещения, которое после этого стало сдаваться в аренду примерно до 2008-2010 года. Истец после расторжения брака между родителями вел разгульный образ жизни, ушел к другой женщиной, у которой проживал некоторое время. В период отдельного проживания Васильева П.А. в спорном жилом доме, он не принимал никаких мер к его содержанию, в результате чего подмыло канализационную трубу, которую пришлось демонтировать, также дом стал приходить в негодность. Примерно с января 2024 года в доме стал проживать Васильев Д.П., который ухаживает за матерью, осуществляет ремонт дома своими силами.
Свидетель ФИО9 пояснила, что более 5 лет назад Васильев П.А. выехал из спорного жилого дома, при этом забрал все свои вещи. Свидетелю также известно, что Васильев П.А. женился и проживал с новой семьей. В настоящее время Васильев П.А. намерения вселяться не имеет, желает продать свою долю в жилом помещении. Свидетель видела, как Васильев Д.П. перекрывает крышу в жилом доме, ведет ремонтные работы.
Суд принимает показания данных свидетелей, так как они не противоречат материалам дела, они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Само по себе несогласие истца с данными показаниями, не свидетельствует об их недопустимости.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку Васильев Д.П. был вселен в жилое помещение своей матерью, являющейся сособственником жилого помещения в качестве члена семьи, то есть на законных основаниях, при этом собственник вправе вселять в жилое помещение своих членов семьи без получения предварительного согласия других сособственников.
При названных обстоятельствах, поскольку Васильев Д.П. является членом семьи сособственника жилого помещения Васильевой Т.Н., был вселен на законных основаниях, третье лицо возражает против выселения своего сына, требования истца о прекращении права пользования указанным жилым помещением и выселении, суд находит необоснованными и, как следствие, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении иска Васильева П.А. (паспорт ***) к Васильеву Д.П. (***) о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, *** и выселении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Немков
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2024 года
Судья С.П. Немков