УИД: 77RS0002-02-2024-000291-86
Гражданское дело №2-1179/2024
Мотивированное решение изготовлено
14.06.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2024 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Морозовой И.В., при секретаре Асадуллиной Е.А. с использованием аудиопротоколирования, с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Недопекиной, представителя ответчика ОАО «РЖД» Рябова Ю.С., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1094/2022 по иску Нижнетагильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия.
В обоснование указано, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при оказании услуг на транспорте, о социальной защите маломобильных групп населения и инвалидов в деятельности Свердловской дирекции пассажирских обустройств – Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» на остановочном пункте Шайтанка. Установлено, что пандусы к пассажирской платформе, а также предупредительные тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению у края береговой посадочной платформы отсутствуют.
Нижнетагильская транспортная прокуратура просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные прокуратурой нарушения требований закона о доступности для маломобильных групп населения на остановочном пункте Шайтанка, путем принятия мер, а именно: выполнить пандусы к пассажирской платформе, в соответствие с требованиями пунктов 5.1.13, 5.1.14, 5.1.16, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11«СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр; выполнить тактильные наземные указатели (ТНУ) у края береговой посадочной платформы, в соответствие с требованиями пунктов п. 8.4.12 СП 59.13330.2020, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр; раздела 1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52875. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.
Признать незаконным бездействие ОАО РЖД», выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности для маломобильных групп населения на остановочном пункте Шайтанка.
В судебном заседании старший помощник прокурора Недопекина А.М. настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что пандусы необходимы и предусмотрены законом. Имеется лестничный марш, который может быть и должен быть дополнен пандусом. Тактильные наземные указатели устанавливаются на границах платформы с целью обеспечения людям с ограниченными возможностями здоровья безопасности. Инвалиды и не появятся на станции, если не будет создано инфраструктуры.
Представитель ответчика Рябов Ю.С. возражал против удовлетворения иска. - Прокурор предъявляет требования, которые относятся к вновь запускаемым объектам, данная платформа была запущена в 70-х годах, реконструкция ее запланирована и будут предусмотрены все необходимые требования. Платформа является насыпной и часть мероприятий не может быть выполнена на ней в настоящий момент до проведения реконструкции. В среднем на данном остановочном пункте обслуживается 22 человека в сутки, из них инвалидов – 0. В случае возникновения необходимости инвалид может позвонить по специальному телефону, будет обеспечен необходимой помощью. В случае удовлетворения иска просит установить сроки до конца года 2024.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоперевозчики (отправители) и другие участники перевозочного процесса должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Одним из основных документов в системе названных нормативных документов является: СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) (далее - СП 59.13330.2020).
Как следует из п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Как следует из п. 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Требования к пандусам и к границам опасных зон у края платформ перечислены в СП 59.13330.2020 (п. 3.3, 5.1.13, 5.1.16, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11, 8.4.12), а также в ГОСТ Р 52875.
П.8.4.9 СП 59.13330.2020, помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.
П.8.4.11 СП 59.13330.2020, на вокзалах подземные (наземные) переходы для доступа пассажиров на платформы (места посадки) следует оборудовать лифтами или пандусами, доступными для инвалидов.
Пандусы и лестницы к платформе должны соответствовать требованиям 5.1.
Согласно п. 8.4.12 СП 59.13330.2020, граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875.
В соответствии с разделом 1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52875. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования (далее - ГОСТ Р 52875), настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели (ТНУ), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства.
Согласно п. 4.5.1 ГОСТ 34079-2017 «Межгосударственный стандарт системы информирования о движении поездов и оповещения о приближения железнодорожного состава» на пассажирских железнодорожных станциях, вокзалах, остановочных пунктах, пешеходных переходах и других объектах обслуживания пассажиров на железной дороге должны быть установлены в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, следующие знаки: информационные знаки, содержащие информацию для пассажиров; знаки безопасности: предупреждающие и запрещающие знаки, сигнальная разметка на платформах, ограничивающие конструкции.
Судом установлено, что пассажирская платформа на остановочном пункте Шайтанка по адресу Свердловская обл., 378 км ст.Шайтанка МО «Пригородный район» находится в собственности ОАО «РЖД», год ввода в эксплуатацию 1974.
Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при оказании услуг на транспорте, о социальной защите маломобильных групп населения и инвалидов в деятельности Свердловской дирекции пассажирских обустройств – Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» на остановочном пункте Шайтанка. В ходе проведенной проверки установлено, что пандусы к пассажирской платформе, а также предупредительные тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению у края береговой посадочной платформы отсутствуют. В целях устранения выявленных нарушений Нижнетагильским транспортным прокурором 27.02.2023 в адрес начальника Свердловской дирекции пассажирских обустройств – Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений закона, нарушения не устранены.
Факт несоответствия пассажирской платформы требованиям к пандусам и к границам опасных зон у края платформ, предусмотренным в СП 59.13330.2020 подтверждено документально: решением и.о. Нижнетагильского транспортного прокурора о проведении проверки от 30.01.2023 №2, уведомлением Нижнетагильской транспортной прокуратуры о проведении проверки от 30.01.2023 №2ж-2023, уведомлением о проведении проверки от 30.01.2023, от 14.02.2023, предписанием №8 Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 31.01.2023 о назначении обследования, экспертизы, исследований. Ответчиком эти обстоятельства не оспаривались.
При таких обстоятельствах суд признает иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению, т. к. в ОАО «РЖД» реализован альтернативный способ помощи пассажирам с инвалидностью (регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильным группам населения Свердловской области, утвержденный 1.06.2019, согласованный с председателем Свердловской общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов»), сроки реконструкции данной платформы, когда требования по доступности инфраструктуры будут в полной мере учтены, не наступили, суд отклоняет, т.к. даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов. Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Также суд признает надлежащим способом защиты права требование о признании бездействия незаконным, т.к. это не противоречит ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Ответчик не лишен возможности после вступления в законную силу решения суда обратиться в суд с заявлением о рассрочке его исполнения, представив доказательства того, в какой срок недостатки будут реально устранены (период отсрочки должен быть документально обоснован).
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные прокуратурой нарушения требований закона о доступности для маломобильных групп населения на остановочном пункте Шайтанка, путем принятия мер, а именно:
- выполнить пандусы к пассажирской платформе, в соответствие с требованиями пунктов 5.1.13, 5.1.14, 5.1.16, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11«СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр;
- выполнить тактильные наземные указатели (ТНУ) у края береговой посадочной платформы, в соответствие с требованиями пунктов п. 8.4.12 СП 59.13330.2020, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр; раздела 1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52875. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности для маломобильных групп населения на остановочном пункте Шайтанка.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.
Судья Морозова И.В.