Дело № 12-338/2023
УИД 76RS0013-01-2023-001539-86
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2023 года город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Румянцева Л.Н..,
рассмотрев жалобу защитника Дережкова Андрея Владимировича по доверенности Самойлова Владимира Владимировича на постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 № от 19.07.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении Дережкова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 № от 19.07.2023 года директор филиала ПАО «РусГидро» - Каскад Верхневолжских ГЭС» Дережков Андрей Владимирович привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Согласно постановлению, 29.06.2023 года, в 15 час. 00 мин., при проведении проверки в рамках специального режима постоянного государственного контроля (надзора) во II квартале 2023 года в соответствии с графиком проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора, утвержденного приказом Центрального управления Ростехнадзора от 27.10.2022 года № ПР-210-688-о «Об утверждении графика проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора» ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро» (ПАО «РусГидро») в лице филиала «Каскад Верхневолжских ГЭС» ПАО «РусГидро» по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 года № 107, п.135, раздел IХ, ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», допущенных должностным лицом – директором филиала ПАО «РусГидро» - Каскад Верхневолжских ГЭС» Дережковым Андреем Владимировичем, не обеспечившим соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте ГТС.
Здание ГЭС, кадастровый №, по адресу: <адрес>:
разрушение штукатурного слоя балки верхнего оконного пролета фасада здания ГЭС по оси-1-1;
отсутствует часть пролетов эксплуатационного мостика на левобережном устое верхнего бьефа;
разрушение бетонного крепления откоса у места сопряжения с левобережным устоем ВБ;
информационные таблички нуждаются в обновлении.
Земляная плотина №, кадастровый №, по адресу: <адрес>:
многочисленные локальные места разрушения железобетона плит крепления верхового откоса;
травянистая растительность в стыках ж/б плит крепления верхового откоса;
значительное количество плавающего мусора в месте сопряжения шпоры верхнего бьефа плотины № и верхового откоса;
откосы дренажной канавы заросли кустарниковой растительностью.
Земляная дамба №, кадастровый №, по адресу: <адрес>:
локальные разрушения бетона верхнего откоса дамбы;
травянистая растительность в стыках ж/б плит крепления верхового откоса;
откосы придамбовой дренажной канавы заросли кустарниковой растительностью.
Земляная дамба №, кадастровый №, по адресу: <адрес>:
локальные места разрушения железобетона верхнего откоса дамбы;
кустарниковая растительность на верховом откосе;
откосы открытой дренажной канавы заросли кустарниковой растительностью;
скопление плавающего мусора на верховом откосе дамбы.
Бетонная водосбросная плотина №, кадастровый №, по адресу: <адрес>:
поросль травы в межблочном шве верховой стены проема рабочего затвора №;
разрушение облицовочного слоя бетона верховой стены проема рабочего затвора №;
разрушение облицовочного слоев верха справа низовой стены рабочего проема аварийно-ремонтного затвора №;
разрушение облицовочного и бетонного слоев верха слева низовой стены рабочего проема аварийно-ремонтного затвора №;
металлические элементы пазов рабочего затвора № не защищены от коррозии;
металлические элементы пазов рабочего затвора № не защищены от коррозии;
разрушена плита перекрытия осадочного шва;
отсутствует маркировка щелемера с областью контроля: устой-С1 (устранено в ходе проверки);
отсутствует маркировка щелемера с областью контроля: устой-С1-С2 (устранено в ходе проверки);
отсутствует маркировка щелемера с областью контроля: устой-С2-С3 (устранено в ходе проверки);
отсутствует маркировка щелемера с областью контроля: устой-С3-С4 (устранено в ходе проверки);
отсутствует маркировка осадочной марки 4 и 5 секции (устранено в ходе проверки);
отсутствует маркировка осадочный марок правого берегового устоя (устранено в ходе проверки).
Данное постановление обжаловано защитником Дережкова А.В. по доверенности Самойловым В.В., который ссылается на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены правила, установленные ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ. При проведении проверки надзорный орган вышел за пределы предмета проводимой проверки. Постановление вынесено с нарушением требований ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ, не установлено в чем конкретно выразилось бездействие (либо противоправное поведение) заявителя, а также наличие его вины. В материалах дела отсутствуют доказательства совершения правонарушения. Административным органом не устанавливались обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В судебное заседание Дережков А.В. и его защитник Самойлов В.В.не явились, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В силу ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 1 ст. 23.31 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе по статье 9.2 КоАП РФ
Частью 2 статьи 23.31 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в частности, государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности), осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения).
Из толкования положений абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует, что названная норма применяется с учетом положений частей 1 и 2 данной статьи.
В свою очередь, по смыслу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующих административных органов, а именно, рассмотрение названных дел осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в суд, или судом, если ему соответствующие дела административными органами переданы.
Положение абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, устанавливает правила подсудности дел, переданных административными органами в суд.
В рассматриваемом случае административный орган, в силу статьи 23.51 КоАП РФ, обладает самостоятельными дискреционными полномочиями на привлечение заявителя к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Центральное управление Ростехнадзора осуществляет свою деятельность, в том числе на территории Ярославской области, следовательно, дело об административном правонарушении рассмотрено по месту его совершения.
В связи с этим протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом службы в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 13.1 ФЗ N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. Режим постоянного государственного надзора устанавливается также в отношении специализированных организаций, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и осуществляют аффинаж драгоценных металлов, и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, и им предусматриваются постоянное пребывание на производственных объектах таких организаций уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, и (или) подведомственных ему государственных учреждений и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов, соблюдением установленного порядка сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней.
К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), относятся в том числе гидротехнические сооружения I класса (в соответствии с перечнем классов, установленным Правительством Российской Федерации).
Гидротехническое сооружение эксплуатируемое Обществом является объектом 1 класса- гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455, режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом, эксплуатирующим объект повышенной опасности, обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности, осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений.Пунктом 3 данного Положения закреплено, что к отношениям, связанным с осуществлением постоянного государственного надзора, применяются положения федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О безопасности гидротехнических сооружений" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом судом случае, проверка проведена административным органом в рамках специального режима постоянного государственного контроля (надзора) во II квартале 2023 года в соответствии с графиком проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора, утвержденного приказом Центрального управления Ростехнадзора от 27.10.2022 года № ПР-210-688-о «Об утверждении графика проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора».
В соответствии с графиком проверки проводимые мероприятия по контролю, включают в себя, в том числе, обход и осмотр зданий, строений, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования.
При изложенных обстоятельствах, доводы заявителя, что при проведении проверки надзорный орган вышел за пределы предмета проверки судом отклоняются.
Закон N 117-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В статье 1 данного закона указано, что он распространяется на гидротехнические сооружения, указанные в статье 3 закона, и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
К гидротехническим сооружениям согласно статье 3 Закона N 117-ФЗ относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Эксплуатирующая гидротехнические сооружения организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Под безопасность гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В силу статьи 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в числе прочего, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 Закона N 117-ФЗ ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения).
В статье 19 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации относится к нарушению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Правила N 229 распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
Таким образом, организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения обязаны соблюдать требования к обеспечению безопасности таких сооружений, предусмотренных Законом N 117-ФЗ, Правилами N 229.
Несоблюдение этих требований влечет применение административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 КоАП РФ.
Доказательствами совершения инкриминируемого правонарушения по делу являются: протокол № от 29.06.2023 года осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов в рамках специального режима постоянного государственного контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с ФЗ № 248-ФЗ от 31.07.2020 года, протокол об административном правонарушении от 05.07.2023 года №.
Данные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными для установления события и состава административного правонарушения, положены в основу постановления, вынесенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Проверив доводы жалобы, прихожу к выводу, что нарушений ФЗ РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проверки ПАО «РусГидро» должностным лицом не допущено.
Дережков А.В. обоснованно привлечен должностным лицом к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, его действия верно квалифицированы как нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений – ГТС ПАО «РусГидро», а именно, нарушение Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 года № 107, п.135, раздел IХ, ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.
Дережков А.В. является руководителем группы гидротехнических сооружений и производственных зданий производственно-технической службы филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Верхневолжский ГЭС», то есть должностным лицом организации, в чью компетенцию входит обеспечение безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Должностное лицо, при вынесении постановления, пришло к выводу о виновности Дережкова А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ. Не указание в постановлении на форму вины процессуальным нарушением, в данном случае, не является, поскольку диспозицией ст. 9.2 КоАП РФ форма вины не предусмотрена. Соответственно, с субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 9.2 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ, основано на материалах дела, мотивировано, доказательства оценены согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, направлены на иную субъективную оценку имеющихся доказательств, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 № от 19.07.2023 года о привлечении директора филиала ПАО «РусГидро» - Каскад Верхневолжских ГЭС» Дережкова Андрея Владимировича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Дережкова Андрея Владимировича по доверенности Самойлова Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Судья Л.Н. Румянцева