Дело № 2-295/2019
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2019 года г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Мининой В.А.,
с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,
при секретаре Рупасовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОГБУСО "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник", представляющего интересы Куликова Д.В., к Куликову М.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
КОГБУСО "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник" в интересах Куликова Д.В. обратилось в суд с исковым заявлением к Куликову М.В., в котором просило признать его утратившим право пользования жилым помещением по адресу: *** со снятием его с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование своих требований указало, что в КОГБУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» с 29.11.2013 находится на стационарном социальном обслуживании (проживает) Куликов Д.В., *** года рождения, инвалид 3 группы бессрочно. Куликов Д.В. поступил в Учреждение на основании путевки департамента социальной защиты населения Кировской области от 05.11.2013 №. Куликову Д.В. согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 31.08.2016 принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: *** на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от 28.04.2016. В вышеуказанной квартире зарегистрированы: Куликов Д.В., *** года рождения, и Куликов М.В., *** года рождения. Куликов М.В. с 2014 года не проживает в вышеуказанном жилом помещении. Полагают, что отсутствие ответчика в спорном жилом помещении носит постоянный характер, а оснований для признания причин отсутствия уважительными не имеется. Регистрация в принадлежащем Куликову Д.Е на праве собственности жилом помещении существенным образом ограничивает его права владения, пользования и распоряжения данным жилым помещением. Согласно справки о задолженности за жилое помещение от 09.01.2019 долг по оплате за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, приходящийся на Куликова М.В., составляет 8977,05 руб.
Куликов М.В. отказывается добровольно сняться с регистрационного учета в вышеуказанном жилом помещении. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель истца директор КОГБУСО "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник" А.Н.Рычков, действующий в интересах Куликова Д.В., истец Куликов Д.В. не явились, хотя были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Представили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Куликов М.В. в судебное заседание не явился, хотя своевременно, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства по месту его жительства, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В силу ст. 233 ГПК РФ имеются основания заочного производства, определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Представитель третьего лица Отделения по вопросам миграции МО МВД России «Вятскополянский» на основании доверенности Григорьева Е.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица начальник Управления опеки и попечительства, по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Вятскополянского района Т.Н.Федорова в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования администрации города Вятские Поляны Кировской области Е.В. Бакулева в судебном заседании дала заключение, в котором указала, что, принимая во внимание, что Куликов М.В., отказавшись от приватизации, сохранил право проживания в указанном жилом помещении, данные обстоятельства не препятствуют отчуждению имущества его собственником, таким образом права истца не нарушаются, считает, что исковые требования не основаны на законе, в связи с чем исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, выслушав заключение представителя органа опеки и попечительства, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что истец Куликов Д.В. является собственником квартиры по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 31.08.2016.
Указанная квартира приобретена на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения (квартиры) в собственность от 28.04.2016.
Истец Куликов Д.В., *** года рождения, являющийся инвалидом 3 группы бессрочно, поступил в КОГБУСО "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник" на основании путевки департамента социальной защиты населения Кировской области от 05.11.2013 №.
В соответствии со справкой ООО «Вятскополянское жилищное управление» от 27.12.2018 в квартире по адресу: ***, зарегистрированы: собственник Куликов Д.В., *** года рождения, и брат Куликов М.В., *** года рождения.
Согласно акту проверки сохранности и надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 31.08.2018, Куликов М.В. с 2014 года не проживает в вышеуказанном жилом помещении.
В настоящее время собственник жилого помещения Куликов Д.В. имеет намерение продать квартиру по указанному адресу, что подтверждает заявлением на имя директора КОГБУСО "Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Родник" от 19.02.2019.
В то же время в ходе судебного разбирательства судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации города Вятские Поляны от 24.08.2015 № Куликов М.В. признан нанимателем жилого помещения по договору социального найма по адресу: ***.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 27.08.2015, заключенного между администрацией МО городского округа город Вятские Поляны Кировской области (наймодатель) и Куликовым М.В., *** года рождения,(наниматель) наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 21,6 кв.м., в том числе жилой площадью 14,2 кв.м., расположенное по адресу: ***, для проживания в нем.
На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения (квартиры) в собственность от 28.04.2016 года администрация города Вятские Поляны Кировской области безвозмездно передает, а гражданин Куликов Д.В. (в его интересах представитель органа опеки и попечительства) получает в собственность жилое помещение – квартиру по адресу: *** общей площадью 21,6 кв.м.
Как следует из заявления от 25.12.2015, собственноручно заполненного Куликовым М.В., *** года рождения, он от участия в приватизации квартиры по указанному адресу отказался, просил в приватизацию его не включать.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент приватизации квартиры) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно пункту 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ) следовало, что реализация права на приватизацию жилого помещения поставлена в прямую зависимость от наличия согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагает достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением.
С учетом изложенного Куликов М.В. мог быть признан утратившим право пользования спорным жилым помещением в случае его добровольного отказа от права пользования данным помещением.
Таких обстоятельств по настоящему делу судом не установлено.
Кроме того, в материалах дела имеются сведения, представленные КОГОБУ для детей-сирот СШИ г.Сосновка, согласно которым Куликов М.В. добровольно сняться с регистрационного учета по адресу: ***, отказывается. Указали, что задолженность по оплате коммунальных услуг 12.02.2019 погасил.
Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением может подтверждаться различными доказательствами, в том числе определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина.
Временное проживание нанимателя по иному адресу в ином жилом помещении, в отношении которого не является ни нанимателем, ни собственником, ни членом семьи собственника, также не является основанием для признания его утратившим права пользования жилым помещением и снятия его с регистрационного учета.
В данном случае таких доказательств стороной истца не представлено.
Сведения о наличии у ответчика какого-либо жилого помещения в собственности в материалы дела не представлены. Также установлено, что ответчик несет расходы по содержанию спорной квартиры, оплачивает коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, судР Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░