Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1293/2023 ~ М-666/2023 от 14.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                 16 мая 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зенкевичем В.И.,

с участием представителя истца Старостина П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1293/2023 по административному исковому заявлению Комарова Анатолия Александровича об установлении кадастровой стоимости земельных участков об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

у с т а н о в и л:

Административный истец Комаров А.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, площадью 5 158 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 956 890 рублей;

с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, площадью 7 692 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 280 629 рублей;

с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, площадью 12 687 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 2 011 656 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на праве долгосрочной аренды на период с 2022 по 2071 годы является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами , , , собственником является муниципальное образование м.р. Сергиевский Самарской области. По состоянию на 01.01.2022 утверждена кадастровая стоимость указанных земельных участков с кадастровыми номерами в размере 2 010 072 рубля 60 коп., в размере 2 946 112 рублей 92 коп., в размере 4 696 473 рублей 66 коп. Отчетом № 47843 от 07.04.2023 оценщика ООО «Современные технологии оценки» Гурьянова Д.А. по состоянию на 01.01.2023 определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами в размере 956 890 рублей, в размере 1 280 629 рублей, в размере 2 011 656 рублей.

Административный истец является плательщиком арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости земельных участков, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как арендатора и первоочередного покупателя земельных участков, поскольку влечет неправомерное увеличение арендных и выкупных платежей.

Протокольным определением от 16.05.2023 ходатайство ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» удовлетворено - изменен процессуальный статус административного ответчика на заинтересованное лицо.

В судебном заседании представитель административного истца Старостин П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, ППК Роскадастр по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация м.р. Сергиевский Самарской области, администрация с.п. Сергиевск м.р. Сергиевский Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В письменных отзывах на иск от 10.05.2023 и от 12.05.2023 заинтересованные лица администрация м.р. Сергиевский Самарской области и администрация с.п. Сергиевск м.р. Сергиевский Самарской области, разрешение административного иска оставили на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец Комаров А.А. является арендатором:

- по договору аренды земельного участка № 63-НП-А/22 от 14.09.2022 участка с кадастровым номером , площадью 5 158 кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад;

- по договору аренды земельного участка № 21-НП-А/23 от 25.01.2023 участка с кадастровым номером , площадью 7 692 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад;

- по договору аренды земельного участка № 11-НП-А/23 от 08.02.2023 участка с кадастровым номером , площадью 12 687 кв.м, расположенного по адресу: Российская <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад.

Каждым договором аренды земельного участка предусмотрена арендная плата, рассчитываемая в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308, исходя из кадастровой стоимости объекта.

По состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером в размере 2 010 072 рубля 60 коп., в размере 2 946 112 рублей 92 коп., в размере 4 696 473 рублей 66 коп. определена актом об определения кадастровой стоимости 63/2023/000045 от 21.03.2023.

Административный истец, будучи арендатором спорных объектов, является плательщиком арендной платы, исчисляемой, в том числе из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера арендной платы.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 14.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке.

Отчетом об оценке № 47843 от 07.04.2023 оценщика Гурьянова Д.А. независимой оценочной компании ООО «Современные технологии оценки», выполненным по инициативе административного истца, по состоянию на 01.01.2022 величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами составила 956 890 рублей, - 1 280 629 рублей, - 2 011 656 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

          Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не поступило.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки каждого объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях расчета арендной платы, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Комарова Анатолия Александровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 5 158 кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 956 890 (девятьсот пятьдесят шесть тысяч восемьсот девяносто) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 7 692 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 280 629 (один миллион двести восемьдесят тысяч шестьсот двадцать девять) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 12 687 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 2 011 656 (два миллиона одиннадцать тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 14.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2023 года.

Судья                                И.А. Щетинкина

3а-1293/2023 ~ М-666/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комаров А.А.
Ответчики
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Правительство Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация с.п. Сергиевск м.р Сергиевский Самарской области
Администрация м.р.Сергиевский Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Старостин П.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация административного искового заявления
17.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Рассмотрение дела начато с начала
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.10.2023Судебное заседание
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее