УИД 31RS0001-01-2023-002462-48 Дело № 2 – 111/2024
(№2-1815/2024)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Дудкиной Н.В.,
при секретаре Шалаевой О.Н.,
с участием представителя истца Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа Белгородской области – Сарайкиной А.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа к Шишкиной Светлане Сергеевне о взыскании государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа Белгородской области (далее – УСЗН администрации по Алексеевскому городскому округу) обратилось в суд с указанным иском к Шишкиной С.С., в котором просит взыскать с ответчика необоснованно полученные денежные средства - единовременную выплату на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб.
В обоснование завяленных исковых требований указано на то, что 25.10.2022 г. Шишкина С.С. обратилась в УСЗН администрации Алексеевского городского округа с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности). Решением УСЗН администрации Алексеевского городского округа от 27.10.2022 г. Шишкиной С.С. была назначена выплата социального контракта, и в тот же день между сторонами был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – организация бизнеса в сфере парикмахерских услуг на срок один год до 27.10.2023 г. В соответствии с программой социальной адаптации Шишкина С.С. обязана была составить и утвердить бизнес-план, приобрести основные средства, необходимые расходные материалы и парикмахерские инструменты, ежемесячно информировать органы социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. 09.11.2022 г. УСЗН перечислило Шишкиной С.С. 250 000 руб. Однако в нарушение условий социального контракта Шишкина С.С. не отчиталась о расходовании 141 078 руб., не представила утвержденный бизнес-план, отчеты о реализации программы, а также информацию о наличии уважительных причин, по которым не реализовала целевое использование денежных средств.
В судебном заседании представитель истца УСЗН администрации Алексеевского городского округа Сарайкина А.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Шишкина С.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом – 25.01.2024 г., электронным заказным письмом с уведомлением, ходатайств не заявила, возражений на исковое заявление не представила.
Суд считает возможным, в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав представителя истца и свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (п. 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
По смыслу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Бремя доказывания данного юридически значимого по делу обстоятельства в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ возлагается на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи») государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз.4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее - Правила), Социальным кодексом Белгородской области (ст. 13.2), постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2020 г. № 273-пп «О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», а также в целях обеспечения предоставления мер социальной защиты гражданам Белгородской области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации области, утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является выход малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного на территории Белгородской области, на более высокий уровень жизни за счет собственных активных действий для получения самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение таких граждан (семьи граждан).
В судебном заседании установлено, что 25.10.2022 г. Шишкина С.С. являясь индивидуальным предпринимателем обратилась в УСЗН администрации по Алексеевскому городскому округу с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности).
Согласно представленному Шишкиной С.С. бизнес-плану она собиралась заниматься профессиональной деятельностью по оказанию парикмахерских услуг. Финансирование данного проекта предполагало 250 000 рублей за счет средств, полученных по социальному контракту.
Решением № ... от 27.10.2022 г. межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (протокол № ...) Шишкиной С.С. была назначена выплата социальный контракт «индивидуальная предпринимательская деятельность» в сумме 250 000 руб.
В тот же день 27.10.2022 г. на основании указанного решения между УСЗН администрации Алексеевского городского округа и Шишкиной С.С. был заключен социальный контракт.
Денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, имеет целевой характер и может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту (п. 2.2.4 Порядка).
В соответствии с п.п. 1.1, 5.1. Социального контракта, его предметом является соглашение между УСЗН и заявителем (Шишкиной С.С.), в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Срок действия Социального контракта с 27.10.2022 г. по 27.10.2023 г.
В соответствии с программой социальной адаптации Шишкина С.С. обязалась реализовать следующие мероприятия:
- в период октябрь-ноябрь 2022 г. составить и утвердить бизнес-план, приобрести основные средства, парикмахерские инструменты, расходные материалы и ежемесячно информировать органы социальной защиты населения о выполнении мероприятий социальной адаптации, срок выполнения 27.11.2022 г.;
- в период с ноября 2022 г. по октябрь 2023 г. - ежемесячно информировать органы социальной защиты населения о выполнении мероприятий социальной адаптации, срок выполнения 27.10.2023 г.
В соответствии с п.3.2.2 Социального контракта Шишкина С.С. обязалась предоставить в УСЗН документы, подтверждающие факт расходования денежных средств; приобрести в период действия социального контракта основные средства для осуществления предпринимательской деятельности и представить подтверждающие документы; информировать об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия контракта, ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, и представлять отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов; при непредставлении своевременно отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине представить сведения, подтверждающие наличие таких причин.
Согласно п. 2.2.17 Порядка, для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке досрочно в случаях (в том числе) неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта без уважительных причин в соответствии с п. 2.2.16 подраздела 2 раздела 2 Порядка, мероприятий программы социальной адаптации и (или) условий социального контракта: если заявителем не был представлен ежемесячный отчет до 10-го числа, а последний отчет – до 15 -го числа месяца, следующего соответственно за отчетным или месяцем окончания действия Социального контракта, без уважительных причин.
Факт перечисления Шишкиной С.С. денежных средств в размере 250 000 руб. подтверждается реестрами от 09.11.2022 г. № ... на сумму 60 000 руб. и № ... на сумму 190 000 руб. и не оспаривается ответчиком.
Шишкина С.С. в нарушение принятых на себя обязательств не представила утвержденный бизнес-план, в полном объеме не отчиталась о целевом расходовании денежных средств, полученных по Социальному контракту в качестве государственной социальной помощи (документы представлены только на сумму 108 922 руб.), ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с апреля 2023 г. не предоставляла.
Доказательств наличия предусмотренных Социальным контрактом уважительных причин не исполнения обязательств, ответчиком не представлено.
На основании решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации от 12.10.2023 г. (протокол № ...) расторгнут Социальный контракт с Шишкиной С.С. в одностороннем порядке в связи с невыполнением условий мероприятий программы социальной адаптации, указано на необходимость возврата денежных средств в размере 250 000 руб. в срок 30 дней со дня получения уведомления
26.10.2023 г. Шишкина С.С. получила уведомление о необходимости возврата денежных средств, что подтверждается сведениями почтового идентификатора № ..., денежные средства возвращены не были.
Свидетель ФИО7 А.С. пояснила, что она работает в должности <данные изъяты> УСЗН администрации Алексеевского городского округа. 25.10.2022 г. в УСЗН обратилась с заявлением Шишкина С.С. об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, по результатам рассмотрения которого с Шишкиной С.С. был заключен социальный контракт и перечислена денежная сумма в размере 250 000 руб. На момент обращения с указанным заявлением Шишкина С.С. являлась индивидуальным предпринимателем. По условиям социального контракта Шишкина С.С. обязалась предоставить утверждённый бизнес-план по оказанию парикмахерских услуг населению, а также ежемесячно в течении действия социального контракта предоставлять отчет. Однако взятые на себя обязательства Шишкина С.С. не исполнила, представила отчет об израсходованных денежных средствах на сумму 108 922 руб., последний отчет представила в апреле 2023 г. В апреле и октябре 2023 г. с целью проверки осуществления предпринимательской деятельности Шишкиной С.С. комиссией УСЗН был осуществлен выезд по месту осуществления ответчиком предпринимательской деятельности, Шишкиной С.С. на месте не оказалось, визуальный осмотр показал, что деятельность по предоставлению парикмахерских услуг ею не осуществляется. С апреля 2023 г. она также перестала выходить на связь с работниками УСЗН. Согласно сведений представленных налоговой инспекцией повышение уровня дохода Шишкиной С.С. не установлено, он является стабильно низким, в апреле, июне и ноябре 2023 г., сведения о получении дохода о профессиональной деятельности отсутствуют. В связи с не выполнением условий социального контракта 12.10.2023 г. было принято решение о его расторжении.
Показания свидетеля у суда сомнения не вызывают, поскольку они логичны, последовательны, соответствуют материалам дела и объяснениям представителя истца.
Актами обследования осуществления предпринимательской деятельности от 17.04. и 16.10.2023 г. подтверждается факт посещения комиссией УСЗН Шишкиной С.С. по месту оказания ею парикмахерских услуг и отсутствия последней на рабочем месте.
Согласно сведений о доходах физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход за отчетный год 2023 г., сумма дохода Шишкиной С.С. составила: январь – 3 800 руб., февраль – 1 200 руб., март – 3 400 руб., апрель – 0 руб., май - 6 650 руб., июнь – 0 руб., июль – 750 руб., август – 300 руб., сентябрь – 9 600 руб., октябрь – 2 900 руб., ноябрь – 0 руб.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место недобросовестность ответчика в невыполнении условий социального контракта, что нашло свое подтверждение в судебном заседании, а именно непредставление Шишкиной С.С. утверждённого бизнес-плана, информации о расходовании денежных средств в рамках заключенного социального контракта и исполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, при отсутствии уважительных причин не исполнения взятых на себя обязательств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с ответчика, не выполнившего принятые на себя обязательства по условиям социального контракта, подлежат взысканию денежные средства в размере 250 000 рублей, как полученные безосновательно.
С ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 700 рублей в доход бюджета Алексеевского городского округа Белгородской области, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа Белгородской области к Шишкиной Светлане Сергеевне о взыскании государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Шишкиной Светланы Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН № ...), в пользу Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа Белгородской области (ОГРН 1023101534830, ИНН 3122002628) денежные средства, выплаченные по государственному социальному контракту, в размере 250 000 рублей.
Взыскать с Шишкиной Светланы Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН № ...) в доход бюджета Алексеевского городского округа Белгородской области государственную пошлину в размере 5 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Дудкина
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2024 года.