Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-411/2022 ~ М-20/2022 от 10.01.2022

УИД 63RS0042-01-2022-000026-02

Решение

именем Российской Федерации

19 мая 2022г Куйбышевский районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 411/2022 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО1, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, по встречному исковому заявлению ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к департаменту управлению имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском об изъятии у ответчика жилого помещения путем выкупа права собственности на жилое помещение и долей в общей долевой собственности на земельный участок за 1 489 962 руб., прекратить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пер.Сиреневый,<адрес>. После выплаты денежной компенсации ответчику признать право собственности на объект недвижимости, по вышеуказанному адресу за муниципальным образованием г.о. Самара, снять с регистрационного учета ответчика.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 22.06.2015г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением <адрес> от 29.03.2019г. «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г.» до 2025 года». Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 24.03.2021г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, пер.Сиреневый,<адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес>.

Во исполнения требований ч.4 ст.32 ЖК РФ, в связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, собственнику вышеуказанного жилого помещения направлено постановление администрации г.о. Самара от 24.03.2021г.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения и составила 1 489 962 руб. Исходя из отчета, величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает, в том числе, стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Ответчик до настоящего времени не выразила своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.

    В ходе судебного разбирательства ответчик обратился в суд со встречными исковыми требованиями и просит суд обязать департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 39 кв.м.

В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явились, просил суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, а встречные исковые требования просила удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение заместителя прокурора <адрес> ФИО6, полагавшего удовлетворить встречные исковые требования, суд считает исковые требования департамента управления имуществом г.о. Самара необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования, подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 22.06.2015г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пер.Сиреневый,<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением <адрес> от 29.03.2019г. «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г.» до 2025 года».

Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 24.03.2021г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, пер.Сиреневый,<адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес>.

Установлено, что с 03.01.2008г ФИО1 является собственником 25/42 в праве общей долевой собственности жилого помещения-квартиры, расположенной по адресу: г.<адрес>Сиреневый,<адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРН.

В указанном жилом помещении зарегистрированы с 26.01.2005г ФИО1, его дочь ФИО2 и с 14.09.2016г его сын ФИО3

В марте 2021г истец в адрес ответчика направил соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 39 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, пер.Сиреневый, <адрес>, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения и составила 1 489 962 руб.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.

Как установлено судом ответчик намерен воспользоваться своим правом на предоставление жилья и заявил требования о предоставлении ей жилого помещения, то оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у них спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на Департамент управления имуществом г.о.Самара необходимо возложить обязанность предоставить ответчику благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 39 ░░.░. ░ ░░ ░░░░░ 2-░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.<░░░░░>░░░░░░░░░,<░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░ 2022░.

░░░░░ ░/░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-411/22

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-411/2022 ~ М-20/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Информация скрыта
Лоргин Леонид Станиславович
Другие
Управление МВД России г.о. Самара
Чурсина Кристина Сергеевна
Потапова Екатерина Михайловна
Букреева Евгения Николаевна
Прокуратура Куйбышевского района
департамент опеки и попечительства Куйбышевского района г.о. Самара
Фомин Андрей Сергеевич
Юсов Виктор Владимирович
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Ломакина Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
04.03.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
02.05.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее