Дело № 2-35/2022 (2-396/2021)
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2022 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Хорзеевой Е.Е.,
при секретаре Миропольцевой Н.И.,
с участием представителя ответчика Гармаш Т.В.,
действующей на основании доверенности № от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаркиной А.И. к Севскому районному Совету народных депутатов о признании распоряжения главы Севского муниципального района об отстранении от работы незаконным, обязании допуска к работе, взыскании неполученного заработка,
УСТАНОВИЛ:
Макаркина А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Севскому районному Совету народных депутатов о признании распоряжения главы Севского муниципального района об отстранении от работы незаконным, обязании допуска к работе, взыскании неполученного заработка.
В обоснование заявленных требований указала, что работает у ответчика в должности помощника главы Севского муниципального района в аппарате Севского районного Совета народных депутатов.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года № 4 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям» (далее - Постановление) установлена обязательная вакцинация от коронавирусной инфекции COVID-19 государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Брянской области, муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы Брянской области, работниками органов власти Брянской области и подведомственных им организаций (пункт 1.2 Постановления).
Пунктом 2.1 указанного Постановления с учетом изменений от 15 октября 2021 года установлено, что в срок до 15 ноября 2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
Ответчик не уведомил истца о необходимости пройти вакцинацию в установленные Постановлением сроки. 11 ноября 2021 года издал распоряжение № 64-р «Об отстранении от работы» в соответствии с которым, истец, начиная с 15 ноября 2021 года, отстранена от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 года № 157 - ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 года № 825, Приказа Минздрава России от 21.03.2014 года №125н, постановления Главного санитарного врача по Брянской области от 26.02.2021 № 4. Однако отстранение должно быть с 15 декабря 2021 года.
Макаркина А.И., считает, данное распоряжение незаконным и подлежащим отмене.
Прививка внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, необходимость вакцинации определяет главный санитарный врач региона. Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания, определен постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 и не подлежит расширительному толкованию. Должность истца не подразумевают работу в таких сферах, муниципальные служащие отнесены к приоритету 3-го уровня.
Ссылка в распоряжении главы на несуществующее постановление Главного санитарного врача по Брянской области от 26.02.2021 № 4 является существенным нарушением.
Вакцинация должна проходить на добровольных началах, без принуждения. Истец не проходит вакцинацию по состоянию здоровья.
Просит суд признать распоряжение главы Севского муниципального района от 11 ноября 2021 года № 64-р «Об отстранении от работы» незаконным, допустить к работе, взыскать с ответчика неполученный заработок с 15 ноября 2021 года по день вынесения решения.
Определением суда от 17 января 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, Государственная инспекция труда в Брянской области.
Истец Макаркина А.И. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика по доверенности Гармаш Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истец Макаркина А.И. на основании Постановления главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года № 4, являясь муниципальным служащим - помощником главы Севского муниципального района в аппарате Севского районного Совета народных депутатов подлежит обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19. На неоднократные уведомления пройти вакцинацию отвечала отказом, а также не представила медицинских документов, подтверждающих наличие у неё противопоказаний к вакцинации. Отказ истца от вакцинации 15 октября 2021 года в условиях эпидемиологического неблагополучия, послужил основанием для принятия решение об отстранении Макаркиной А.И. от работы, без сохранения заработной платы до момента проведения вакцинации, или до предоставления медицинских документов, подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации. Указанная в распоряжении главы дата Постановления главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года № 4 - 26.02.2021 является технической ошибкой. Севский районный Совет народных депутатов является представительным органом муниципального образования Севского муниципального района Брянской области, который состоит из 20 депутатов и не является трудовым коллективом с аппаратом Севского районного Совета народных депутатов. В аппарат входят две должности: помощник главы и старший инспектор. Трудовая функция Макаркиной А.И. связана с контактом с людьми и не позволяет выполнять ее дистанционно.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Брянской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан. Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор. В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 соответствующее постановление принято в том числе и на территории Брянской области. Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Наличие (отсутствие) противопоказаний к вакцинации определяется врачебной комиссией в каждом конкретном случае, по результатам которой выдается медицинское заключение. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от коронавирусной инфекции, в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого из членов трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника при соблюдении установленного порядка. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности коронавирусной инфекции и является разумным сдерживающим средством временного характера, необходимым для снижения риска инфицирования и формирования коллективного иммунитета. Отказ работника от вакцинации, при отсутствии противопоказаний для нее, является самостоятельным основанием для отстранения сотрудника от работы, если исполняемая им трудовая функция связана с непосредственным контактом с большим количеством людей и категория его работ отнесена к категориям, упомянутым в постановлении с момента подачи такого отказа работодателю в письменной форме. Считал доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда по Брянской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщал. В письменном отзыве указал, что в соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы работника в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категории граждан (работников отдельных отраслей). 26 июня 2021 года принято Постановление главного государственного санитарного врача по Брянской области № 4 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям», 15 октября 2021 года внесены изменения. Сотрудники, работающие удалено (дистанционно), отказавшиеся от вакцинации и не имеющие противопоказаний могут быть отстранены от работы. В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо получить от работника письменный отказ от вакцинации, а затем издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 ТК РФ, с которым ознакомить под подпись. Перевод на дистанционный труд не является альтернативой отстранению. Из п. 2 ст. 11 ФЗ № 157 следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы. Работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы, в случае отказа в их предоставлении отстранить от работы без сохранения заработной платы.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Также права закреплены в ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации.
Как следует из ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Статьей 236 ТК РФ установлено, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 февраля 2021 года между Севским районным Советом народных депутатов в лице главы Севского муниципального района ФИО8 и Макаркиной А.И. был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец была принята на должность помощника главы Севского муниципального района.
11 ноября 2021 года Распоряжением главы Севского муниципального района ФИО8 № Макаркина А.И. отстранена от работы помощника главы Севского муниципального района, в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 15 ноября 2021 года и до момента прохождения вакцинации, либо предоставления документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации. На весь период отстранения предписано не начислять Макаркиной А.И. заработную плату.
В качестве нормативного основания отстранения в распоряжении указано:
Абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ; п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»; Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», Постановление Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 февраля 2021 года № 4.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Статьями 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц: не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц, граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-П на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен и действует режим повышенной готовности.
Постановлением № 4 Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям» отмечено, что эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (C0VID-19) в Брянской области расценивается как неблагополучная.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 10 Федерального Закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2014 года № 32115) главный санитарный врач Брянской области постановил: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации (п. 1), в том числе: государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Брянской области, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Брянской области, работникам органов власти Брянской области и подведомственных им организаций (п.п. 1.2 Постановления).
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Брянской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления: в срок до 1 октября 2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 ноября 2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников; усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (п. 2.1 Постановления).
Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» и п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 № 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. № 1/и/1-332.) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная) (п. 3 Постановления).
Правительству Брянской области: обеспечить контроль соблюдения организациями, индивидуальными предпринимателями требований настоящего Постановления и еженедельно представлять в Управление Роспотребнадзора по Брянской области информацию об исполнении настоящего Постановления; определить потребность в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работниках, необходимых для выполнения требований пункта 1 настоящего Постановления; организовать проведение активного информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии. Заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Брянской области и начальникам территориальных отделов, их заместителям обеспечить контроль за организацией и проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (п. 4 Постановления).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 15 октября 2021 года № 7 «О внесении изменений в Постановление главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года № 4 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям» внесены изменения в подпункт 2.1 п. 2, он изложен в следующей редакции «в срок до 15 ноября 2021 года первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80 % от общей численности работников, сотрудников с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более 6 месяцев назад».
Доводы истца об издании Главным государственным санитарным врачом по Брянской области постановления вне пределов своей должностной компетенции и в форме нормативно-правового акта не могут быть предметом судебного контроля по спору между работником и работодателем о нарушении трудовых прав и в силу подсудности, установленной ст.ст.22-26 ГПК РФ.
Севский районный Совет народных депутатов осуществляет свою деятельность на основании устава Севского муниципального района, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции по Брянской области 27 мая 2010 года с изменениями от 20 января 2014 года, а также Регламента Севского районного Совета народных депутатов шестого созыва, утвержденного решением Севского районного Совета народных депутатов от 26 сентября 2014 года № 6 в редакции решений от 29 октября 2014 года № 21, 24 сентября 2019 года № 6, 5 ноября 2019 года № 25; является представительным органом местного самоуправления Севского муниципального района, обладает правами юридического лица, и для технического обеспечения своей деятельности формирует технический аппарат.
Штатным расписанием аппарата Севского районного Совета народных депутатов предусмотрена должность муниципальной службы – помощник главы Севского муниципального района.
15 октября 2021 года принято распоряжение главы администрации Севского муниципального района № 184-р «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Севского муниципального района», которым в администрации Севского муниципального района, образовательных организациях, учреждениях спорта, культуры организовать с 17 октября 2021 года свободные от новой коронавирусной инфекции зоны, разрешить доступ граждан старше 18 лет только при наличии QR–кода, сертификата о вакцинации.
Письмом Главы администрации, руководителя оперативного штаба по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Севского муниципального района ФИО7 от ДАТА глава Севского муниципального района ФИО8 обязана обеспечить выполнение сотрудниками аппарата Севского районного Совета народных депутатов требований п. 1.2 Постановления главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года № 4 и вышеуказанного распоряжения администрации Севского муниципального района.
Из материалов дела следует, что Макаркина А.И. неоднократно уведомлялась главой Севского муниципального района, в том числе на рабочем совещании ДАТА, о необходимости вакцинации от коронавируса в соответствии с Постановлением главного санитарного врача <адрес>, и предупреждена, что в случае отказа от вакцинации и отсутствии противопоказаний для неё она будет отстранена от работы. В учреждении были созданы необходимые условия для прохождения вакцинации работниками.
Суд вопреки доводам истца расценивает такое уведомление не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работниками сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.
Согласно справке Севского районного Совета народных депутатов, должностной инструкции муниципального служащего, утвержденной 01 февраля 2021 года, исполнение обязанностей, выполняемых Макаркиной А.И., замещающей должность помощника главы Севского муниципального района не позволяет перевести ее на дистанционную работу.
Таким образом, Севский районный Совет народных депутатов в лице главы Севского муниципального района не имел полномочий исключить кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением № 4 Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям» устанавливалась её обязательность для всех муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы Брянской области.
Довод истца о том, что датой отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации является срок проведения вакцинации, определенный Постановлением Главного государственного санитарного врача Брянской области от 15 октября 2021 года № 7, а именно 15 декабря 2021 года, суд находит несостоятельным, поскольку в п. 2.1 указанного Постановления Главного санитарного врача Брянской области указаны не сроки вакцинации, а сроки для руководителей по организации вакцинации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников до 15 декабря 2021 года.
Суд считает необходимым отразить, что Постановление № 4 Главного санитарного врача Брянской области от 26 июня 2021 года вступило в силу с момента его издания, следовательно, у истца с 26 июня 2021 года возникла обязанность по вакцинации от новой коронавирусной инфекции. Отсутствие распоряжения главы Севского муниципального района о проведении вакцинации не освобождало истца от исполнения обязанности по вакцинации.
Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающие в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности); а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.
Из справки главы Севского муниципального района № от ДАТА следует, что на момент отстранения Макаркиной А.И. от работы процент работников, аппарата Совета, прошедших вакцинацию составлял 0%. Суд отмечает, что и достижение необходимого процента сотрудников с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождало от обязательной вакцинации трудового коллектива.
После уведомления на собрании о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Макаркина А.И. 15 октября 2021 года письменно сообщила об отказе от вакцинации, что является реализацией ее права, установленного ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Из доводов истца, изложенных в иске, следует, что решение об отказе от вакцинации было принято ею по личным причинам, по состоянию здоровья. Однако как следует из сообщения ГБУЗ «Навлинская ЦРБ» от 24 января 2022 года № 59/2 истец в медицинское учреждение с ноября 2020 года по 24 января 2022 года за медицинской помощью не обращалась, заболеваний, препятствующих проведению профилактических прививок, не имела.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств о проведении вакцинации от коронавируса или о наличии противопоказаний от вакцинации, как на момент рассмотрения вопроса отстранения от работы, так и на момент рассмотрения данного спора по существу.
Так в судебном заседании установлено, что истец Макаркина А.И., помощник главы Севского муниципального района, на неоднократные предложения пройти вакцинацию отвечала отказом, а также не представила медицинских документов, подтверждающих наличие у нее противопоказаний к вакцинации ни работодателю, ни суду.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что отказ от вакцинации Макаркиной А.И. создал реальные предпосылки к возможному распространению новой коронавирусной инфекции внутри коллектива, Главой Севского муниципального района было принято правильное решение об отстранении Макаркиной А.И. от работы, без сохранения заработной платы до момента проведения вакцинации, либо предоставления документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19.
Вместе с тем, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 (в ред. от 24 декабря 2014 года). Истец Макаркина А.И. указала, что работа, выполняемая ею, в указанный перечень не входит.
Однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 9 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Как следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н (ред. от 03.02.2021, действовавшая на момент отстранения истца от работы) утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, куда была включена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 1307н (действовавшим на момент отстранения истца от работы) в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, изложена в следующей редакции: «К приоритету 1-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров); лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу».
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 (в редакции от 24.12.2014 г.).
Новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31 января. 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 октября 2020 года № 1307н.
Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона №53-ФЗ. Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Поскольку помощник главы Севского муниципального района Макаркина А.И. добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, Глава Севского муниципального района вынесла оспариваемое распоряжение от 11 ноября 2021 года об отстранении ее от работы. Распоряжение содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения и указание о невыплате заработной платы.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение № 64-р от 11 ноября 2021 года об отстранении от работы при отказе вакцинироваться от СOVID-19 является законным и отмене не подлежит. В связи с чем, требования истца о признании указанного распоряжения незаконным не подлежат удовлетворению.
Указание в Распоряжении даты принятия Постановления Главного санитарного врача по Брянской области № 4 – 26.02.2021, суд признает технической ошибкой, не влияющей на законность принятого главой Севского муниципального района распоряжения «Об отстранении от работы».
Трудовая функция Макаркиной А.И. не может выполняться дистанционно, поэтому работник не может быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.
В настоящее время в Брянской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, Постановление № 4 Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 26 июня 2021 года № 4 об обязательной вакцинации определенным категориям граждан действует, Макаркиной А.И. суду не представлено медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке или сведения о проведении вакцинации, следовательно, объективных оснований для допуска Макаркиной А.И. к работе не имеется.
Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 ТК РФ, отстранение Макаркиной А.И. от работы связано с ее личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, Севский районный Совет народных депутатов обоснованно с 15 ноября 2021 года не начисляет и не выплачивает ей заработную плату.
Требование Макаркиной А.И. о выплате заработной платы за период с 15 ноября 2021 года по дату вынесения решения суда является неправомерным и удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Макаркиной А.И. к Севскому районному Совету народных депутатов о признании распоряжения главы Севского муниципального района об отстранении от работы незаконным, обязании допуска к работе, взыскании неполученного заработка, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.