Дело № 2-43/2023
М.Р. 02.02.2023г. УИД 76RS0006-01-2023-000022-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 г. с. Новый Некоуз
Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю.,
при секретаре Моховой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некоузского района Ярославской области, предъявленному в защиту интересов муниципального образования – Волжского сельского поселения НМР ЯО к Администрации Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности
у с т а н о в и л:
Прокурор Некоузского района ЯО, действуя в интересах муниципального образования - Волжского сельского поселения НМР ЯО, обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований указал, что прокуратурой по обращению Шкеля С.В. проведена проверка исполнения законодательства о содержании муниципальной собственности Администрацией Волжского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что в отношении автомобильной дороги в дер. Гузеево протяженностью 400 метров, находящейся в собственности Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области работа по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости не проведена, право собственности Волжского сельского поселения в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. Вместе с тем, как показала проверка, данные согласно Генерального плана поселения и пояснений должностных лиц администрации поселения о месте прохождения автодороги разнятся.
20.04.2022 года в адрес Главы Волжского сельского поселения внесено представление с требованием провести работы по определению границ, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, занятый дорогой, так как указанные действия необходимы для оценки доводов обращения о включении участка дороги между жилыми домами в муниципальную собственность. До настоящего времени требования прокурора не исполнены.
В судебном заседании помощник прокурора Некоузского района Ярославской области Бородулина Ю.А. иск поддержала в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Администрация Волжского сельского поселения ЯО представителя в судебное заседание не направила, представила письменный отзыв, которым заявленные истцом требования признала, с учетом погодных условий просила установить срок исполнения обязанности до 01 июня 2023г.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства по делу в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
В силу положений п. 5 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 N 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к компетенции сельских поселений отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Уставе Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения.
Согласно п.п. 8 п. 7 Правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Установлено, что в собственности Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области имеется автомобильная дорога в грунтовом исполнении, протяженностью 400 метров в д. Гузеево Некоузского района. Однако работа по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости администрацией не проведена, в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Волжского сельского поселения на автомобильную дорогу не зарегистрировано.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом мнения прокурора и зимнего периода времени, суд устанавливает срок для исполнения решения до 01 июня 2023г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Некоузского района Ярославской области (ОГРН: 1027600688917) удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Администрацию Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1057602376248) обязанность в срок до 01.06.2023 года поставить на кадастровый учет объект недвижимости - дорога в дер. Гузеево Некоузского района Ярославской области и зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Пикунова