Дело № 12-232/2019
11MS0039-01-2019-005193-51
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Печорского городского суда Республики Коми Бош Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 15 октября 2019 года жалобу АО «Комиавиатранс» на постановление мирового судьи Сосновоборского судебного участка г.Печора Республики Коми от 12 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.22 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Сосновоборского судебного участка г.Печоры Республики Коми от 12 августа 2019 года юридическое лицо АО «Комиавиатранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.22 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО «Комиавиатранс» обратилось в суд с жалобой, в которой просило его отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба рассматривалась в отсутствие представителей АО «Комиавиатранс» и заинтересованного лица - Печорского управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного рассмотрения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с указанным Федеральным законом Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утвердившее Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее- Правила № 442).
В соответствии с абз.2 подп. «б» п.2 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности.
Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил (подп.«а» п.4 Правил № 442).
В силу п.11 Правил № 442 (в редакции от 11.05.2017) при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, в том числе в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях).
Согласно п.17 Правил № 442 (в редакции от 11.05.2017г.) при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:
а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;
даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.
В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;
б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;
г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.
Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;
д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;
е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.
Как установлено мировым судьей и следует из письменных материалов административного дела **.**.** между АО «Коми энергосбытовая компания» (энергоснабжающая организация) и АО «Комиавиатранс» (Абонент) заключен договор энергоснабжения ****, в соответствии с которым АО «Коми энергосбытовая компания» обязалось поставлять электроэнергию на объекты абонента, согласно согласованному перечню, а АО «Комиавиатранс» обязалось принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях, установленных данным договором.
По состоянию на 14.05.2019 года задолженность абонента перед энергоснабжающей организацией составила **** рублей.
16.05.2019 АО «Коми энергосбытовая компания» уведомило АО «Комиавиатранс» о предстоящем вводе ограничения режима потребления электрической энергии (уведомление № ****), в соответствии с которым на АО «Комиавиатранс» возложена обязанность в срок до 12:00 29.05.2019 по самостоятельному введению ограничения режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони.
В нарушение требований п. 11 Правил полного или (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, АО «Комиавиатранс» 29.05.2019 не обеспечило доступ персоналу ПО «Печорские электрические сети» ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго», обязанному осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, чем совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО «Комиавиатранс»; договором энергоснабжения №... от 02.02.2011 года, заключенном между ОАО «Коми энергосбытовая компания» и АО «Комиавиатранс» и приложением к нему; сведениями размере задолженности АО «Комиавиатранс» по оплате электроэнергии; уведомлением о вводе ограничений (отключений) режима потребления электроэнергии от 16.05.2019; актами об отказе в доступе к энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам потребителя электрической энергии (мощности).
Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения Правил №... в части самостоятельного ограничения режима потребления электрической энергии, а именно точек поставки ****, а также доказательств, свидетельствующих о том, что АО «Комиавиатранс» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению данных Правил, как и доказательств погашения задолженности перед АО «Коми энергосбытовая компания», в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представлено не было.
Доводы жалобы о том, что процедура введения ограничения потребления электрической энергии объектов 29 мая 2019 года была осуществлена с нарушением требований п.6 Правил, суд считает несостоятельными.
Действительно указанные выше объекты электросетевого хозяйства содержатся в Перечне, утвержденном Распоряжением Главы РК от 29.06.2018 №...-р и обеспечивают электрической энергией объекты **** и АО «Комиавиатранс», ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Пунктом 18 Правил установлено, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести экономическим, экологическим, социальным последствиям, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, являющихся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии (соглашение сторон, нарушение своих обязательств потребителем и др.) вводится в особом порядке и не ниже уровня аварийной (технологической) брони.
Как следует из материалов дела, ограничение режима энергоснабжения должно было быть произведено до уровня аварийной брони (229 кВт) в соответствии с п.7 Правил, а не полное ограничение по п.6 Правил, как на то указывает заявитель.
Обстоятельств, освобождающих от административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с соблюдением общих правил назначения наказания в пределах санкции ч.1 ст. 9.22 КоАП РФ, с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Комиавиатранс» мировым судьей допущено не было.
На основании изложенного судья приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи Сосновоборского судебного участка г.Печора Республики Коми от 12 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении АО «Комиавиатранс» является законным.
Жалоба подана в установленный срок.
В соответствии частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Сосновоборского судебного участка г.Печора Республики Коми от 12 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении АО «Комиавиатранс» оставить без изменения, жалобу АО «Комиавиатранс» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Н.А. Бош