Дело № 2-102/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Калманка 10 мая 2017 года
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
Судьи Дубовицкой Л.В.
При секретаре Дячун Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к администрации Калманского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать свалку, организовать место для приема сточных вод и жидких бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (Минприроды) обратилось в суд к администрации Калманского района Алтайского края с иском (с учетом уточнения) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов с правой стороны автодороги Калманка-Новороманово по направлению на сельскую свалку на протяжении 500 метров от координаты: ....... организовать место для приема сточных вод и жидких бытовых отходов для слива с ассенизаторских автомобилей.
В судебном заседании представитель истца Минприроды Апевалов А.В. на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что до настоящего времени нарушения природоохранного законодательства не устранены.
Ответчик администрация Калманского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о согласии с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица - Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай - Старовойтов Д.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на необходимость специальной подготовки территории для создания полигона твердых бытовых отходов. Существующая несанкционированная свалка приводит к загрязнению почвы.
Представитель Управления Роспотребнадзора в Алтайском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В представленном отзыве третье лицо поддержало исковые требования.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ., составленного государственным инспектором Управления природных ресурсов и нормирования Минприроды Алтайского края Апеваловым А.В. в ходе рейдового мероприятия по проверке соблюдения законодательства по охране окружающей среды, установлено захламление бытовым мусором земельного участка на территории с.Калманка от координаты широта ......., на котором расположены очаговые несанкционированные свалки на площади 6 х 500 кв.м; а также осуществляется сброс жидких бытовых отходов непосредственно на почву вдоль дороги. Обследованная территория не предназначена для размещения отходов (л.д.15-16).
По результатам проведенного обследования Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на имя главы администрации Калманского района Алтайского края направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием на выявленные нарушения и предложением ликвидировать несанкционированные места размещения отходов, произвести очистку территории, организовать место для слива жидких бытовых отходов; установлен срок для информирования о принятых мерах до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17).
Из акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ., составленного государственным инспектором Управления природных ресурсов и нормирования Минприроды Алтайского края Апеваловым А.В., следует, что выявленные в ходе рейда ........ нарушения в виде захламления бытовым мусором земельного участка на территории с.Калманка от координаты широта ....... не устранены – мусор не убран, площадь свалки увеличивается. Зафиксированы два случая слива жидких бытовых отходов ассенизаторскими автомобилями на почву, место для приема сточных вод и жидких бытовых отходов в с.Калманка отсутствует (л.д.9-14).
Согласно п.18 ст.44 Устава муниципального образования Калманский район Алтайского края, к полномочиям администрации района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезврежеванию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района. Пунктом 4 ст.46 Устава к полномочиям администрации района также отнесена организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п.1 ст.72 Земельного Кодекса РФ земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселеннои территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В силу п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, Пунктом 2 той же статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.5 ст.8 Закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Поскольку наличие несанкционированной свалки на земельном участке и отсутствие места для приема сточных вод и жидких бытовых отходов для слива с ассенизаторских автомобилей приводит к порче земли, что причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Калманского района Алтайского края:
- ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке площадью 6х500м., расположенную с правой стороны автодороги Калманка-Новороманово по направлению на сельскую свалку на протяжении 500 метров от координаты: .......;
- организовать место для приема сточных вод и жидких бытовых отходов для слива с ассенизаторских автомобилей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд.
Судья Л.В.Дубовицкая